← Коммерческий транспорт

ЗиЛ умер. Да здравствует ЗиЛ?

ЗиЛ умер. Да здравствует ЗиЛ?
zil3_ed.jpg
Мы - язычники. Придумываем себе идолов, поклоняемся им, креативно создавая по любому поводу. Поскольку фантазия у нас безумная, а масштаб избыточный, то идолов мы придумываем на каждом шагу, но лучше всего нам удаются не скромные чудачества типа брачного замка на перилах моста или просто брошенной в водоем монетки, а сокрушительные затеи вроде мавзолея Ленина, проект Marussia, эстафеты олимпийского огня или завода ЗиЛ.
Ленин чрезвычайно затратен, пребывает в одном из самых дорогих домов столицы, обременяя город и страну содержанием уникальной недвижимости, но уж точно никогда не встанет, не пойдет, не скажет ни слова, хотя, как увесистый аргумент, все еще используется в общественных дискуссиях, имеет поклонников и языческие обряды вокруг тела.
Marussia - PR проект, придуманный не для того, чтобы в России случился свой внезапный спортивный автомобиль, заграница ахнула, а мы тряхнули компетенцией. Виртуальная машина была входным билетом конкретного человека в избранный круг чрезвычайно закрытых и недоступных людей, создавших для себя клуб "Формулы-1". Задачу "Маруся" выполнила иблагодаря ей наш олигарх оказался за одним столом с князем Монако Альбером Вторым, а мы до сих пор поклоняемся русской фирме, якобы бьющейся над созданием отечественного суперкара и гордимся талантом эстрадного артиста, оказавшегося еще и инженером.
Языческий обряд преклонения огню, зажженному в Греции и путешествующего по России в преддверии Олимпиады, выстраивает страну на региональные молебны, опустошая бюджет и вызывая недоумение у задумчивых и экстаз у бездумных. РПЦ помалкивает:
ЗиЛ умер. Его больше нет. Здание пошло под снос. Бессмысленное производство самого плохого грузовика страны с 2011 года остаточно спрятано в Саратовской области на ЗАО "Петровский завод автозапчастей АМО ЗиЛ" и не имеет к Москве отношения. Но идол в наличии, а 64 % его акций контролирует правительство Москвы. Проект "Кортеж" по изобретению лимузина для Путина породит автомобиль марки ЗиЛ, на месте завода опять построят завод, а иностранцы так и вьются вокруг с предложениями начать выпускать на нем свою технику. Легенда не только жива, но и находит желающих помолиться.
Строительство завода на месте завода объяснимо. Если просто передать землю девелоперам, получится микрорайон на месте вековой помойки с красивым видом на реку и неплохой транспортной привязкой. Но тогда деньги уйдут по сторонним застройщикам. А если поиграть в возрождение национального символа, возглавив процесс реставрации идола силами столичной власти, откат обогреет личные счета в грандиозном масштабе, а Москва получит такое важное для города производство тяжелой техники.
Берлин ничего подобного не имеет, Париж от производства автомобилей избавился, Лондон тоже обходится без своего автозавода, да и Мадрид себя нормально чувствует просто столицей, а не индустриальным центром Вселенной. И в Нью-Йорке грузовики никто не собирает, и даже в Вашингтоне их нет. А Москве грузовик необходим.
Потому, что можно хорошо потратиться, подсобрав инвестиции с населения методом оптимизации тарифов ЖКХ, упорядочением парковочного пространства и новыми видеокамерами.
Но поскольку завода больше нет, производства не существует, и даже легковому ЗиЛу преклоняться будет еще один отставной идол СССР - умерший институт НАМИ, для обеспечения прикрытия необходимы иностранцы. Со времен Петра Первого они обеспечивают весомость, заведомо уважаемы и несут с собой легенду безупречного чутья на выгодные проекты. Поэтому от московской власти все время тихо распространяются слухи одинакового содержания, но с разными именами. В них ответственно заявляется, что нашему языческому идолу готов поклониться следующий иностранец. Особенно пикантно регулярное возникновение FIAT. Он в России проиграл и не то, что завод построить не в состоянии, но даже элементарно наладить продажи не может. Зато охотно упоминается как инвестор, ищущий площадку под будущее производство. То он вот-вот завалит нашу страну внедорожниками марки "Jeep", то грянет необходимым для нас грузовиком.
ЗиЛ не нужен. Ни как завод, ни как автомобиль. Он годится для тихой страницы в истории страны. Но отныне это идол для поклонения. И на обряды вокруг него, на поддержку легенды и на расцвет язычества никаких денег не жалко, поскольку на этом можно хорошо заработать. Поэтому нам создадут еще один мавзолей. Авторитетные иностранцы с готовностью похлопают и возложат венки. Власть гордо ткнет нам в нос собственный успех. А мы ничего не получим. Кроме обязанности языческого поклонения и, естественно, содержания за свой счет.
Фото: megapressa.ru
Автовзгляд