← Таможня и ВЭД

Россия вышла из системы МДП. Автоперевозчики столкнулись с первыми проблемами

Россия вышла из системы МДП. Автоперевозчики столкнулись с первыми проблемами
mdp8.jpg
Напомним, что, согласно новым правилам, транзит уже действует на юге России, на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и в Центральном регионе. С 19 ноября новые правила также начали действовать на таможенных постах с Прибалтикой и Финляндией. На остальных таможнях его введут до 1 декабря текущего года.
Теперь для легитимного ввоза на таможенную территорию РФ, которая одновременно является территорией Таможенного союза, всем иностранным перевозчикам необходимо применять новые способы обеспечения транзита, порой существенно превышающие прежние затраты от использовавшихся прежде книжек МДП.
В ходе круглого стола руководитель комиссии по транспортной логистике комитета по транспорту Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Александр Трахтенберг подчеркнул, что российские таможенники по факту ужеработают по новым правилам  в большинстве регионов страны, а на остальных таможнях они вводятся до 1 декабря. "Только на российских таможнях в качестве обеспечения соблюдения таможенного транзита отныне принимаются поручительство, банковская гарантия, денежный залог, имущественный залог или предварительное декларирование с получением таможенного сертификата.  Одним словом, дорогостоящий пакет документов - вместо одной книжки МДП (документа таможенного транзита, используемого для подтверждения международной гарантии уплаты таможенных пошлин и налогов на товары, перевозимые по процедуре МПД)", - отметил Александр Трахтенберг.
По его словам,
опыт первых месяцев работы показал, что новые способы обеспечения транзита существенно превышают прежние затраты (от использовавшихся ранее) и увеличивают сроки прохождения грузов.
Между тем, подчеркнул Александр Трахтенберг, новые правила Федеральной Таможенной службы не соответствует международным  юридическим нормам и интересам российских предпринимателей, а следовательно, экономической безопасности нашей страны.
"Могут ли уральские промышленники и предприниматели повлиять на ситуацию? И не стоит ли решения, которые принимаются на уровне Москвы, обсуждать повсеместно?", - задался вопросом Александр Трахтенберг.
Руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Уральском федеральном округе Александр Салутин рассказал, что
в октябре было зафиксировано существенное уменьшение объема перевозок уральскими компаниями, занимающимися международными перевозками, - на 15-20%.
"Наши расчеты подтверждаются практикой - стоимость трат на оформление документов возрастает в разы, а сроки  прохождения грузов увеличиваются. Ломаются годами наработанные алгоритмы организации перевозок. Новые правила грозят существенным сокращением  предприятий, которые занимаются международными перевозками, а это потеря рабочих мест и передел  целого сектора экономики, который  никогда не проходит бесследно для  регионов. Сейчас мы занимаемся сбором такого рода информации, которую готовы аккумулировать и проанализировать. И уже не голословно, а с фактами в руках выступать в защиту предпринимателей, оказавшихся в очень сложной ситуации. Но ломать сложившуюся схему - это не строить новую. Не лучше ли модернизировать уже работающую модель? Отрадно одно - мы нашли поддержку у  руководителей Свердловской области, областная власть готова поддержать транспортников, проект письма в Правительство уже есть. Поддержало нас и мировое сообщество. Президент международного союза автомобильного транспорта  подписал  обращение на имя генерального секретаря ООН с просьбой обратиться к президенту России Путину. Похоже, только такие методы могут скорректировать ситуацию", - сказал Александр Салутин.
Как отметил заместитель начальника Управления внешнеэкономической деятельности и инвестиций Министерства международных и внешнеэкономических связей Рамиль Шамсутдинов,
экономика Свердловской области отличается своей экспортной направленностью. Две трети произведенного на территории региона оправляется за границу.
mdp9.jpg"Но три тысячи километров, отделяющих наш край от ближайшего порта, предполагают  только  сухопутные перевозки, среди них автомобильные занимают 80% от всех импортных грузоперевозок. А  потому неразбериха, которая творится вокруг новых таможенных правил, заметно сказывается на  настроении и самом существовании  тех предприятий, которые занимаются международными перевозками. Нельзя также исключать, что действия таможни - это своего рода тактика в переговорном процессе с европейскими партнерами. В любом случае, уверен, чтобы голос общественности  был слышен, лучший путь  решения проблемы - цивилизованный, принятый во всем мире, а именно - обращение в судебные инстанции", - сказал Рамиль Шамсутдинов.
Директор таможенного оператора "ЕЛТБ" Юрий Дворный заметил, что неопределенная ситуация заставила всех игроков рынка уже сейчас искать свои пути решения проблемы. "Мы, как таможенный оператор, можем предложить  рынку механизм гарантирования - поручительство страховой компании "Арсенал". Несмотря на неоднозначную реакцию рынка на изменения в системе гарантирования, механизм с использованием поручительства понятен и прост", - заявил он.
В свою очередь исполнительный директор Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Павел Воротков обратил внимание на то, что регулярный анализ реального состояния международных автомобильных перевозок грузов, от которых в значительной мере зависят промышленные, торговые и другие предприятия региона, показал, что фактические затраты перевозчиков за период с сентября текущего года по рейсам из стран ЕС выросли на 20 - 30 % от первоначальной стоимости перевозки. Кроме того, по его словам, значительно увеличились временные затраты на доставку экспортно-импортных грузов.
"Таким образом, в себестоимости отечественной продукции будет увеличиваться транспортная составляющая, что ведет к снижению конкурентоспособности наших предприятий. Это особенно недопустимо в сегодняшней кризисной ситуации.
Категорически недопустимо также возникновение ситуации, когда под угрозой срыва окажутся инвестиционные проекты, где существенная часть - это поставки оборудования из Европы.
Это должно быть обеспечено любыми средствами", - подчеркнул Павел Воротков.
С другой стороны, отметил он, возможное применение ответных мер со стороны европейских партнеров по МДП приведет к тому, что российские компании будут просто вытеснены с собственного рынка - российского рынка международных перевозок. "Целую отрасль можно просто потерять. А это несырьевой экспорт, на что нас ориентирует федеральная власть", - пояснил Павел Воротков.
По его словам, кроме налогов, это еще и те самые высокопроизводительные рабочие места, о создании которых много говорится и на федеральном, и на региональном уровне. "Развитие предпринимательства сильно зависит от атмосферы в обществе, а самым благотворным для делового климата являются стабильность и предсказуемость  действий властей. Пока что ничего такого мы не видим. И уже ничего удивительного нет  в том, что бизнес уходит  и развивается в тех сопредельных странах, где лучше условия для его развития", - заключил Павел Воротков.
Фото: segodnya.ua, gosrf.ru
Регионы России