В новой редакции Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. государство делает выбор в пользу автотранспорта, считает эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий, Александр Слободяник.
"Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего пользования к 2030 году (нарастающим итогом с 2011 г.) составит 4 376 км, а ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования - 62 000 км. Длина скоростных ж/д линий (нарастающим итогом с 2010 г.) к 2030 г. будет равна 6 942 км, а автомагистралей первой категории - более 32 200 км", - приводит пример эксперт.
По его словам, много вопросов возникает при анализе объемов и источников финансирования. В период 2010-2030 гг. на развитие железнодорожного транспорта планируется направить 22543 - 29542 млрд руб., а на развитие автомобильных дорог - 29312 - 33645 млрд руб. "При этом большая часть инвестиций на автомобильные дороги будет направлена из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. На внебюджетные средства приходится только 2,6-3,6% от общего объема финансирования. В то время как большую часть инвестиций в развитие железных дорог составляют внебюджетные средства (76,2-79,5%), а на финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ приходится 20,5-23,8%", - поясняет А. Слободяник.
Как известно, срок окупаемости инфраструктурных проектов на железнодорожном транспорте очень высок. А частные инвесторы не заинтересованы в участии в инфраструктурных проектах с длительными сроками окупаемости. По оценке эксперта, собственных инвестиционных ресурсов ОАО "РЖД" будет недостаточно для самостоятельного финансирования всех проектов. Потребность во внебюджетных инвестициях составляет от 17 до 23 трлн руб.
РЖД-Партнер