← Таможня и ВЭД

Крупнейший импортер вин осталсябез лицензии

Действие алкогольных лицензий петербургской компании "Марин Экспресс", занимающей около 7% в импортных поставках шампанского в Россию, было приостановлено 23 июля (не имея лицензий, она не вправе осуществлять закупки, хранение и поставки алкогольной продукции). Информация об этом появилась во вторник на сайте Росалкогольрегулирования (РАР).
В пресс-службе РАР РБК пояснили, что в ходе плановой проверки было выявлено отсутствие информации о поставках алкогольной продукции "Марин Экспресс" в системе ЕГАИС.
Заместитель гендиректора "Марин Экспресс" Дмитрий Журкин отметил лишь, что "вопрос находится в стадии решения, ситуация все время меняется". Получить комментарий гендиректора и владельца 100% "Марин Экспресс" Андрея Кузьмина не удалось - предприниматель находится во Франции.
28 июля в базе данных арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области появилась запись о том, что "Марин Экспресс" подала исковое заявление с требованием признать недействительным решение РАР, а также ходатайство о возобновлении действия лицензии до вынесения судебного решения. Оба заявления оставлены без движения до 19 августа в связи с наличием в них формальных ошибок при подаче, следует из документов арбитража.
Компания "Марин Экспресс" является одним из крупнейших российских импортеров вин: по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в первом полугодии 2014 года она вошла в тройку крупнейших импортеров игристых вин, так как ввезла 1,2 млн литров игристого вина (6,88% от всего объема импорта). Кроме того, компания стала крупнейшим поставщиком вин из ЮАР, одного из наиболее динамично растущих направлений на отечественном винном рынке: за шесть месяцев эти поставки составили 229 тыс. л вина, или 19,18% от всего объема из ЮАР.
"Марин Экспресс" - один из старейших игроков на рынке импортного алкоголя. Компания была основана в 1996 году Кузьминым и начинала с поставок на рынок Петербурга популярных слабоалкогольных коктейлей под брендом Greenall`s. Постепенно портфель расширялся за счет вин из Европы. Как следует из информации на сайте компании, сейчас дистрибуция "Марин Экспресс" охватывает все регионы России. Среди клиентов импортера - свыше 400 компаний, включая крупную розницу. По данным СПАРК, выручка компании в 2013 году составила 2,224 млрд руб., чистая прибыль - 123,9 млн руб. Компания также развивает собственный розничный бизнес - владеет 15 винотеками под брендом Vinissimo в Петербурге, двумя точками в Москве и одной в Мытищах. Розничная лицензия, выданная ООО "Виниссимо", являются действующей, согласно данным реестра РАР.
"Это действительно очень крупная и уважаемая на рынке компания, - рассказал РБК директор школы сомелье, писатель Эркин Тузмухамедов. - Они одни из первых в России начали профессиональное обучение сомелье, создали школу. Их ассортиментный портфель весьма хорош. Будет жаль, если с ними что-то случится".
Розничные сети уже получили из "Марин Экспресс" уведомление о возникших проблемах с лицензией. Руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group (развивает сети "Перекресток", "Пятерочка", "Карусель") Владимир Русанов сообщил, что продукция, которую поставляла "Марин Экспресс", в основном, присутствовала на полках магазинов X5 в Петербурге. "Остатки мы распродадим, новых поставок не принимаем", - говорит Русанов. Если компания-импортер восстановит лицензию, сотрудничество с ней будет возобновлено.
"Импортер уведомил сеть о прекращении действия лицензии, - рассказала директор по внешним связям группы "Дикси" Екатерина Куманина. - На данный момент "Дикси" временно приостановила закупки и ждет информацию о возобновлении деятельности". Продукция, поставляемая в магазины "Дикси" "Марин Экспресс", представлена в сети пятью наименованиями - это одно шампанское и четыре позиции вина из Италии и ЮАР.
Менеджер по внешним коммуникациям Auchan Россия Евгения Каленова сообщила, что компания работает с этим поставщиком и уже получила извещение о том, что он лишился алкогольной лицензии. "Поставки этой компании в сеть прекращены", - пояснила она.
По мнению одного из собеседников РБК в другой компании-импортере, приостановка лицензии является неприятным, но не смертельным фактором для продавца вина, если срок приостановки не превышает трех месяцев. В качестве примера представитель компании-импортера привел проблемы известной компании Simple, которая в 2011 году не смогла получить новую лицензию взамен истекшей. Глава Simple Максим Каширин оценивал тогда потери компании от простоя в 2-3 млн евро.
Глава юридической компании "Ладонин и партнеры" Алексей Ладонин считает, что последствия для импортера, не предоставившего сведения в ЕГАИС, могут быть куда серьезнее. "Непредоставление сведений об отгрузках в ЕГАИС часто является достаточным основанием для требования об аннулировании лицензии, - пояснил юрист. - Однако окончательное решение об этом принимает суд". По словам Ладонина, в его юридической практике встречались случаи, когда компании умышленно искажали сведения об отгрузках в автоматической системе учета для реализации теневых схем на рынке. "Суд будет выяснять, была в данном случае допущена неумышленная ошибка оператора, который вносит данные в ЕГАИС, или здесь усматривается умысел. На основании этого и будет принято решение об аннулировании или отказе в данном требовании", - пояснил Ладонин. По словам юриста, в последние два года регулятор не слишком часто требует аннулировать лицензии компаний, судебная практика по таким делам - примерно на 80% не в пользу РАР.
Создатель водочных брендов "Путинка" и "Володя и Медведи" Станислав Кауфман считает, что приостановка лицензии крупной компании-поставщика несет риски, которые сложно просчитать в деньгах. "Взаимоотношения поставщиков с крупными сетями всегда строятся довольно непросто. Винный рынок в России довольно конкурентен, и если какая-то компания не может продолжать поставки, всегда найдутся те, кто с радостью их заменит, - отмечает Кауфман. - Помимо прямых потерь, компания без лицензии несет репутационные потери: на винном рынке не любят форс-мажоров".
По мнению директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, прямые потери компании будут равны стоимости аренды складских помещений, где "зависнет"их продукция, которую они не смогут забрать. "Импортеры вин отправляют партии продукции постоянно, у них постоянно какой-то груз в пути, - поясняет Дробиз. - Это значит, что "Марин Экспресс" не сможет получить месячный объем вин, уже отправленный производителем и еще не дошедший до России. Его придется разместить где-то на таможенных складах и оплачивать хранение. Плюс ретейлеры могут выставить штраф за срыв поставок по контрактам".
РБК