← Логистика, грузы

Железнодорожную магистраль из Казахстана к Персидскому заливу запустят в декабре

Президент Казахстана Назарбаев примет участие в открытии железнодорожной трансконтинентальной магистрали Казахстан - Туркменистан - Иран. Произойдет это долгожданное событие третьего декабря в рамках его официального визита в Тегеран.
Как сообщил посол Туркменистана в Казахстане Магтымгулы Акмырадова, "до конца этого года планируется полное открытие железнодорожного коридора Казахстан - Туркменистан - Иран. По прогнозам, к 2020 году объем перевозок по новому маршруту может составить 15 миллионов тонн, в том числе 3 миллиона тонн транзитных грузов".
Кстати, после того как в мае прошлого года был запущен казахстанско-туркменский участок железной дороги, объем грузоперевозок между Казахстаном и Туркменистаном вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил дипломат.
Теперь получить свой выход к Персидскому заливу стремится и Кыргызстан. В частности, идею строительства железной дороги Кыргызстан - Таджикистан - Афганистан - Иран лоббирует министр транспорта КР Калыкбек Султанов, но эксперты сильно сомневаются, что инвесторы заинтересуются этим проектом.
Причина в том, что часть железнодорожного полотна надо будет прокладывать высоко в горах. И скорее такой проект более выгоден Таджикистану, который пытается получить транспортную независимость от своего не слишком дружелюбного соседа - Узбекистана.
В свою очередь Иран рассматривает вопрос строительства новой железнодорожной линии с целью замкнуть железнодорожное кольцо вокруг Каспийского моря. Об этом информагентству Trend сообщил замминистра дорог и градостроительства, генеральный директор управления железной дороги Ирана Мохсин Пурсеид Агаи. Железнодорожная линия Казвин - Решт - Астара (Иран) - Астара (Азербайджан) протяженностью 375 километров в настоящее время является недостающим звеном в транспортном коридоре, который соединит железные дороги Ирана, Азербайджана и России.
Г-н Агаи отметил, что "строительство дороги Казвин - Решт - Астара в настоящий момент является приоритетной задачей, а "помимо этого завершилось строительство железнодорожной линии Иран - Туркменистан - Казахстан на востоке Каспия".
Напомним, что идею о создании железнодорожного кольцавокруг Каспия выдвинул не так давно президент России Владимир Путин в рамках Прикаспийского форума, прошедшего в Астрахани. По его словам, строительство такой железной дороги создаст условия для перевозки грузов по выгодной цене и за короткие сроки, а также сделает конкурентоспособными экономики прикаспийских стран.
Иранскому коллеге Хасани Рухани это предложение понравилось, и он дал команду провести исследовательские работы и построить новую железную дорогу Решт - Сари (Иран), чтобы замкнуть железнодорожное кольцо вокруг Каспия на территории Ирана.
Кстати, Азербайджан уже выразил готовность оказать поддержку в ускорении строительства железной дороги Казвин - Решт - Астара. Об этом заявил министр экономики и промышленности Азербайджана Шахин Мустафаев на встрече с Мохсуном Агаи, говорится в сообщении Министерства промышленности Азербайджана.
По предварительным оценкам, пропускная способность железной дороги Казвин - Решт - Астара составит 1,4 миллиона пассажиров и от пяти до семи миллионов тонн грузов в год. Сдача в эксплуатацию железной дороги намечена на 2015 год.
И в завершение отметим, что близится к завершению процесс подписания соглашения про проекту Silk Wind. По словам председателя Транспортного комитета Министерства по инвестициям и развитию Казахстана Асета Асавбаева, "соглашение между Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией о развитии транзитных перевозок, железнодорожном и морском сообщении на участке государственная граница Китай - Казахстан - Каспийское море - Азербайджан - Грузия - Турция - Черное море успешно прошло внутригосударственные процедуры согласования в Грузии и Казахстане. В настоящее время документ проходит процедуру согласования в Азербайджане и Турции".
Скорее всего, соглашение между странами будет подписано в ближайшие полгода, еще до завершения строительства железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, которую предполагается открыть в следующем году. Таким образом, реализация проекта Silk Wind позволит за две недели доставлять грузы из Китая в Европу.
Республика KZ