Впечатляющие результаты проверки, проведенной правительством США, усилили беспокойство о том, что перезаряжаемые литиевые батареи, перевозимые в пассажирских самолетах, крайне подвержены воспламенению и взрывам.
Тем не менее, США и международные чиновники не спешат вводить ограничения по безопасности, поскольку это может больно ударить по обширным отраслям, чья деятельность связана с аккумуляторными батареями, и авиакомпаниям, которые получают прибыль от перевозки таких батарей.
Аккумуляторы используются в обширном ряде товаров, начиная с мобильных телефонов и ноутбуков и заканчивая гибридными автомобилями.
Перевозка таких аккумуляторов в пассажирском лайнере допускается в случае, когда небольшое количество (не больше горсти) лежит в отдельной коробке согласно стандартам безопасности, установленным Международной организацией гражданской авиации Объединенных Наций, принятым США и рядом других наций.
Однако есть лазейка, позволяющая грузоотправителям паковать много маленьких коробочек в одну партию и обойти правила. Десятки тысяч аккумуляторов могут быть упакованы в поддоны или контейнеры и загружены в грузовые отсеки широкофюзеляжных пассажирских самолетов.
Во время апрельских испытаний, проводимых Федеральным управлением гражданской авиации США, в грузовой контейнер было загружено 5000 ионно-литиевых аккумуляторов, к ним был добавлен патронный нагреватель для имитации неконтролируемого перегрева какой-то отдельно взятой батарейки.
Жар от патрона спровоцировал перегрев в близлежащих батарейках, повышая температуру на 1,100 градусов.
Когда же около 300 батарей включились в процесс, взрыв, случившийся в результате скопления горючих газов, вынес дверь контейнера, заставив наблюдающих за процессом остолбенеть. В считанные секунды контейнер был охвачен огнем.
Вторые испытания, проходившие в сентябре, дали подобные результаты, даже несмотря на установку пожаротушительного элемента.
Органам безопасности давно известно, что литиевые батареи могут стать причиной пожара, в случае если они: бракованны, повреждены, перезаряжены, неправильно упакованы или подвержены воздействию высоких температур. Однако они разрешены к перевозке на пассажирских самолетах, потому что считалось, что галоновые системы пожаротушения, установленные в грузовых отсеках самолетов, могут справиться с любым пожаром.
Тесты на контейнерах дали основу страхам, что от взрыва в грузовом отсеке самолета может повыситься давление, что в свою очередь может активировать клапаны сброса давления, в результате чего галоновый газ и дым через вентиляцию может попасть в пассажирский отсек и кабину экипажа. Это существенно ослабит систему пожаротушения, и огонь будет не сдержать.
Гражданская авиация Объединенных Наций рассматривает серию предложений об укреплении стандартов упаковки, маркировки и обращения с партиями литиевых батарей, тогда как пилоты авиалиний выступают за ограничение количества батарей, которое можно перевозить.
В понедельник United Airlines оповестила своих клиентов о том, что больше не будет принимать литиевые аккумуляторы в грузовых контейнерах, но продолжит принимать аккумуляторы на перевозку в паллетах.
Logistic.ru