← Топливо, масла и автохимия

Правительство может повысить пошлины на экспорт топлива

Правительство готовится в ручном режиме регулировать внутренний рынок бензина: несмотря на согласованный в 2014 году "налоговый маневр", власти могут повысить экспортные пошлины на топливо. Это должно снизить привлекательность экспорта и оградить внутренний рынок от взлета цен, перспектива которого уже видна по февральским и мартовским фьючерсам. Нефтяники признают, что маневр разрабатывался для гораздо более высоких цен на нефть, но протестуют против столь быстрого изменения правил игры, тем более что ожидаемый рост оптовых цен может далеко не сразу сказаться на рознице.
Премьер Дмитрий Медведев в пятницу поручил главе ФАС Игорю Артемьеву подготовить предложения о повышении экспортной пошлины на топливо, если цены на внутреннем рынке начнут резко расти. В то же время, оговорился Дмитрий Медведев, "пока нам нужно обходиться теми методами регулирования, которые есть в арсенале антимонопольной службы". Источник в ФАС сообщил "Ъ", что на данный момент конкретных предложений об увеличении пошлин нет, но "теперь есть поручение, так что варианты появятся".
Обвал нефти - лишь частный случай, вероятно, уже наступившего в мире сырьевого суперцикла падения. Кроме нефти снижаются в цене и другие природные ресурсы. Впрочем, возможно, это просто растет доллар
С мая 2011 года в России действовала повышенная пошлина на экспорт бензина: она составляла 90% от пошлины на нефть, тогда как другие светлые нефтепродукты облагались по ставке в 66% от нефтяной. К такой мере правительство прибегло после бензинового кризиса, чтобы ослабить дефицит бензина на внутреннем рынке. В этом году вступил в силу "налоговый маневр", по которому снижается как пошлина на нефть, так и на бензин (до 78%). Падение нефтяных цен сделало это снижение очень резким: так, февральская вывозная пошлина на бензин составит $88 за тонну против $249,7 в декабре.
Столь серьезное падение пошлины может сделать экспорт бензина привлекательным, и, для того чтобы топливо осталось на внутреннем рынке, цены на нем должны вырасти. Сейчас стоимость бензина АИ-92 на бирже СпбМТСБ составляет 28,4 тыс. руб. за тонну, это минимальный уровень цен за последние полтора года. В то же время, рынок ожидает роста цены в ближайшие два месяца: фьючерс на этот бензин с исполнением в феврале торгуется на уровне 31,6 тыс. руб. за тонну, с исполнением в марте - 32,4 тыс. руб. за тонну.
ЛУКОЙЛ с 1 января собирался повысить цены на бензин как минимум на 1 руб. на литр, сообщали "Ъ" источники на рынке. Государственные нефтекомпании говорили, что примеру ЛУКОЙЛа следовать не собираются, но, по мнению собеседников "Ъ", они тоже вскоре начнут поднимать цены
Нефтяные компании не стали комментировать "Ъ" перспективы повышения экспортных пошлин на топливо. Но собеседники "Ъ", близкие к компаниям, говорят, что, если пошлины будут повышены, это будет означать нарушение договоренностей по "налоговому маневру" и очередной удар по рентабельности нефтепереработки. "Год договаривались по маневру, он еще даже месяц не проработал, и уже все менять?" - говорит один из них, отмечая, что такая мера может привести к падению переработки нефти.
Другой собеседник "Ъ" допускает, что параметры маневра рассчитывались для гораздо более высоких цен на нефть, и их, возможно, теперь следует пересмотреть: "Но давайте тогда смотреть в целом, а не механически забирать часть маржи у компаний и перекладывать ее в бюджет". Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в интервью "Ведомостям" в пятницу призвал правительство не пытаться искусственно сдерживать внутренние цены, потому что "иначе мы можем столкнуться с дефицитом бензина", так как тот уйдет на экспорт.
"Нефтяные компании с конца прошлого года намекают, что, если цены на внутреннем рынке не повышать, топливо уйдет на экспорт,- отмечает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков".- Видимо, ФАС, заговорив о повышении пошлин, сделала выводы из этих заявлений". По его мнению, хотя участники рынка и ожидают роста цен на бензины в опте в ближайшие месяцы, пока совершенно неочевидно, что этот рост отразится на рознице. "Маржа у АЗС сейчас сравнительно высокая, а спрос на топливо пока выглядит слабым. Многие участники рынка сейчас задумываются над тем, чтобы начать бороться за потребителя путем предоставления скидок, различных акций и т. д.",- говорит Михаил Турукалов. Так, сбытовое предприятие "Роснефти" "Иркутскнефтепродукт" уже объявило о скидке в 10% за покупку топлива в ночное время. В Центральном федеральном округе, где сосредоточен основной объем производства и потребления бензина, цены на заправках после небольшого роста в начале января вновь перешли к снижению.
Коммерсантъ