← Логистика, грузы

Эксперт Трахтенберг раскритиковал закон о платных федеральных трассах: "РЖД надо бить по рукам"

Закон о платных федеральных трассах сделает Российские железные дороги абсолютным монополистом на логистическом рынке, считает независимый свердловский эксперт Александр Трахтенберг. В "Открытой позиции" спикер объяснил, почему РЖД "надо бить по рукам".
Напомним, с 15 ноября в России вступает в силу закон, по которому федеральные трассы станут платными для автоперевозчиков. С грузовиков массой свыше 12 тонн будут собирать по 1,53 рубля за километр пути. Затем цена повысится до 3,06 рубля. После того, как по всей стране прошли протесты дальнобойщиков, в правительстве приняли решение, что до 1 мая 2016 года владельцев грузовых автомобилей не будут штрафовать за нарушение этого требования за пределами Московской области.
С одной стороны, во всем мире есть платные дороги. Это нормальная практика. Например, она уже давно используется европейцами, правда, они шли к этому очень долго. Ведь на Западе довольно бережно относятся к бизнесу. Применительно к России, я считаю, что эта инициатива должна стать объектом пристального внимания Федеральной антимонопольной службы. По мне, так очевидно, что этот закон на руку Российским железным дорогам. Два-три года назад бывший президент РЖД Якунин публично заявил, что автоперевозчики ведут нечестную конкурентную борьбу. Я когда услышал, чуть со стула не упал. Главный монополист вдруг заговорил о конкуренции. Налицо системное снижение конкурентоспособности.
Мало кто это отслеживает, но РЖД превращается в глобального логистического оператора. За счет своих возможностей они пытаются подмять под себя не только автомобильные перевозки, но и всю логистику. Мы получим худший вариант РЖД. По букве закона - все правильно, но по сути - это издевательство и ФАС должен что-то делать.
Возвращаясь к закону о федеральных трассах, очевидно, что будет увеличение тарифов со стороны автоперевозчиков. Это скажется на грузовладельцев, часть из них впоследствии перейдут на поезда. Есть откровенно автомобильные и железнодорожные грузы. Есть пограничные: различное оборудование, бытовая техника, часть производственных и непроизводственных товаров. Как этому противодействовать? Никак. Учитывая общий бардак в стране можно сделать ставку на то, что система еще долго не заработает. По моим данным, по состоянию на 1 ноября никто из свердловских перевозчиков не получил ни одного транспондера (средство для отслеживания передвижения грузового автомобиля - прим. ред.).
Тут может произойти и следующее: РЖД может упасть в яму, которую сама же и вырыла. Они перетянут на себя одеяло, но инфраструктуры, чтобы принять поток груза, у них нет. Например, РЖД не может работать со сборными грузами, как бы они не пытались, не умеют довозить груз "до двери".
Еще один важный момент - очевидно, что кроме отечественных перевозчиков будут платить и иностранные. Им заявят, что надо платить. А международные перевозки - паритетные. Если ты мне сделал гадость, я тебе сделаю гадость. Такие правила игры.
РЖД надо давать по рукам. Нужно не то чтобы регулировать процесс, но нужно понять, как ввести закон максимально аккуратно. На сегодня, РЖД - это единственная монополия. Они имеют богатое советское прошлое, в котором, железная дорога чаще даже использовалась, как военный стратегический объект. РЖД привыкли использовать старые методы - идти катком по своим конкурентам. Если они и впредь будут действовать также, то рынку мало не покажется.
JustMedia