← Логистика, грузы

Основной признак 4PL - управление не только транспортным, но и товарным потоком клиента - мнение

Кирилл Власов, генеральный директор STS-Logistics.
- При определении уровня логистических сервисов часто возникает путаница, поэтому есть смысл пояснить их суть на примерах. Так, при уровне 1PL грузовладелец сам возит свой груз, 2PL предусматривает взаимодействие с перевозчиком, у которого есть собственные корабли, самолеты, автомобили или вагоны, 3PL - объединение услуг несколько перевозчиков в сервис от двери до двери. Простой пример - перевалка контейнера с моря на железную дорогу или с автомобиля на склад, более сложный - комплексное движение от двери до двери с перевалкой, складской обработкой, таможенными услугами и оформлением документов.
Уровень 4PL - это уже управление не только транспортным, но и товарным потоком грузов заказчика, при котором логистический оператор не только доставляет груз, но и определяет что, когда и в каком количестве следует доставить. Например, если ваш заказчик - потребитель угля, логистический оператор решает сколько тонн угля надо заказать сегодня, чтобы получить нужное количество угля в определенное время с учетом загруженности порта, а в случае, если время перевозки увеличивается, коррелировать объемы поставки соответствующим образом. Проще говоря, суть 4PL - это управление грузопотоком, при котором вы решаете, сколько товара надо заказать.
При этомпризнаком 4PL не стоит считать интеграцию ИТ-систем заказчика и логистической компании. У STS Logistics есть решения, где уровень интеграции ИТ- систем самой компании и заказчика очень глубокий. Например, для одного из клиентов - производителя холодильного оборудования для продажи газированных напитков - мы полностью контролируем движение торговых холодильных установок в процессе снятия и установки на торговую точку, ремонта, хранения и поставки: забираем их с точек, свозим на центральный склад и после ремонта развозим по России. Используем 4 ИТ-системы, интегрированных между собой - из них три наших (WMS, маршрутизация, учет установки или снятия оборудования с торговой точки) и одна -- ERP заказчика. Или, например, решение с клиентом сектора DIY - в нем соединены системы управления складом, грузовым двором, подбора и консолидации паллет, маршрутизации с привязкой к КПП логистического центра и ERP заказчика. Оба решения - услуги 3PL продвинутого уровня, в то время как определение объемов поставки по количеству и ассортименту остается прерогативой заказчика.
Основная задача 3PL- эффективно выполнять функции товародвижения. Это означает, что из множества вариантов следует выбрать один, наиболее оптимальный - путем учета параметров эффективности процесса и их оптимизации. Тогда стоимость логистической цепочки удешевляется, стоимость товара также становится ниже.
Что касается возможности предоставления услуг 4PL для крупных сырьевых компаний с участием ж/д транспорта, то здесь я вижу возможности, нишу рынка. Ассортимент товара достаточно простой, функции 3PL - только в подаче порожняка и контроле движения подвижного состава, то есть, по сути, 2PL услуга. Однако с учетом неравномерности движения груза по железной дороге, детальным знанием о котором обладает логистическая компания, можно предлагать заказчику функцию управления его товаропотоком - с целью его оптимизации. Целью такой услуги будет получение товара "в нужном объеме в нужном месте в нужное время в нужном месте" и так далее - как в классическом определении понятия "логистика".
РЖД-Партнер