← ЭДО, ИТ в логистике

RailCommerce модернизирует электронную "биржу вагонов" под запросы пользователей

За четыре месяца работы электронной торговой площадки RailCommerce через "биржу вагонов" было заключено несколько десятков контрактов на перевозки грузов, в которых оказалось задействовано порядка 16,6 тыс. грузовых вагонов, подсчитал Gudok.ru, основываясь на результатах торгов. По состоянию на 5 сентября в системе зарегистрировано более 300 грузовладельцев, в последнем августовском аукционе участвовало уже шесть крупных железнодорожных операторов - АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, принадлежит ОАО "Российские железные дороги", РЖД), АО "Первая грузовая компания" (входит в транспортный холдинг, АО "НефтеТрансСервис", ООО "ТФМ-Оператор", ООО "Грузовая компания" (входит в группу компаний "РТК") и АО "Новая перевозочная компания" (НПК, входит в холдинг Globaltrans).
Опрошенные Gudok.ru участники торгов - как грузоотправители, так и операторы подвижного состава - в целом удовлетворены результатами проекта RailCommerce, в первую очередь, процедурой ценообразования на аренду грузовых вагонов. Тем не менее, они указывают на отдельные технические недостатки в программном модуле.
Представитель компании-грузоотправителя ООО "ТНК" Дмитрий Полищук отметил, что площадка "вполне понятная и удобная". "Услуга еще немного недоработанная, еще далеко не все операторы подвижного состава принимают участие в торгах, - сказал он Gudok.ru - Я думаю, что за этой платформой будущее. Исходя из опыта, могу сказать, что цены на площадке рыночные. Когда мы заключали сделки обычным способом, напрямую с операторами, мы не знали, какую цену он ставит другим. А здесь все прозрачно, это очень удобно".
Начальник отдела перевозок логистической компании ООО "ТрансСибУрал" Максим Клименко в беседе с Gudok.ru отметил, что из-за увеличения числа участников и количества лотов сайт "биржи" стал перегруженным. "Есть еще технические неполадки - на прошлых торгах из-за большого количества участников сайт "забился", но торги продолжились. Конечно, было бы удобнее, если бы можно было смотреть все лоты на одной странице, чтобы их можно было прокручивать", - поделился своим мнением Максим Клименко.
По мнению замгендиректора по коммерческой деятельности частного оператора грузовых вагонов АО "НефтеТрансСервис" Марины Яхиной, "любой "молодой" сервис на этапе становления сталкивается с проблемами". "Но, учитывая интерес к развитию электронного аукциона, как со стороны операторов и клиентов, так и со стороны самих организаторов торгов, нам совместно удается находить пути их решения и, в случае необходимости, оперативно вносить коррективы в существующие процессы, - рассказала она Gudok.ru. - Все это, в конечном итоге, призвано гарантировать прозрачность и добросовестность исполнения принятых на себя всеми участниками торгов обязательств и повышать удобство использования сервиса".
Начальник департамента логистики и планирования частного оператора вагонов АО "Новая перевозочная компания" Олег Иванов тоже считает, что ставки за предоставление вагонов на "бирже" оказались "вполне рыночные". "На наш взгляд, проект RailCommerce интересен как для операторов, так и для грузовладельцев. Непосредственно для операторов подвижного состава - как эффективный инструмент для поиска объемов грузов в нужных регионах, а для грузоотправителей - как оптимальный способ найти вагоны под перевозку грузов", - рассказал он Gudok.ru. По словам Олега Иванова, "НПК" намерена участвовать и в следующих торгах, поскольку "основная часть вагонного парка компании задействована под долгосрочные контракты, а свободный парк мы готовы задействовать в работе RailCommerce".
В "НефтеТрансСервисе" Gudok.ru также подтвердили, что планируют продолжить выставлять вагоны на "бирже". "Повторное участие "НефтеТрансСервиса" в торгах связано, прежде всего, с позитивным опытом предоставления услуг через данную площадку, - говорит Марина Яхина. - На сегодняшний день размещаемое количество лотов и вагонов на торгах для нас оптимально". По ее словам, "понимая удобство данного сервиса для клиентов малого и среднего бизнеса, НТС по мере возможности продолжит предоставлять подвижной состав посредством электронной площадки", хотя главная задача компании - качественно интегрировать "спотовые" контракты в производственный план компании с учетом обязательств по обеспечению вагонами крупных ключевых клиентов, с которыми НТС успешно сотрудничает на протяжении многих лет.
В RailCommerce знают о пожеланиях участников торгов, и последовательно решают возникающие технические проблемы. "Претензий практически не поступало, были небольшие сложности с использованием грузовладельцами личного кабинета, но они разрешились по мере приобретения ими опыта участия в торгах, - рассказал Gudok.ru член совета директоров ООО "РЭЙЛ КОММЕРС" Сергей Горский. - Кроме того, поступал ряд предложений по улучшению торгов, наиболее важные из которых мы приняли".
По его словам, в предстоящих в сентябре торгах будет введён ряд изменений, направленных на повышение удобства использования электронной торговой площадки и усовершенствования организации заказа вагонов победителями по выигранным лотам. "Уже сейчас введён фильтр подбора лотов с памятью - по аналогии с разделами "избранное" в электронных магазинах, выведение точного времени торгов на главную панель раздела, возможность подачи заявки на участие в торгах через личный кабинет участника, новые уведомления о ходе торгов и многое другое", - рассказал Gudok.ru Сергей Горский.
Кроме того, в настоящий момент крупнейшие операторы планируют внести в тендер условие, которое позволит в некоторых случаях победителям лотов менять направления перевозки - дорогу назначения. "Как и ранее, лоты будут представлены в единой таблице в личном кабинете участников торгов с возможностью автоматизированного подбора и подачи ценовых предложений и отслеживанием текущей цены в режиме реального времени", - отметил Сергей Горский.
Гарантия обязательств заказа вагонов в случае победы в аукционе, прежде всего, обусловлена высоким текущим спросом на подвижной состав на рынке железнодорожных грузоперевозок, считают в RailCommerce. "Если грузовладелец отказывается или не успевает заказать вагоны по выигранным лотам, то он более вредит своему производству и процессу отгрузки, - рассказал Gudok.ru Сергей Горский. - Ведь мы разыгрываем лоты заранее - за месяц от отправки - для удобства грузоотправителей в планировании отгрузок. Кроме того, есть такие меры как дисквалификация нарушителя из последующих торгов, но к ней мы практически не обращались".
Для предотвращения ситуаций, связанных с неисполнением условий контракта, "биржа вагонов" проверяет операторов и грузоотправителей с использованием современных систем СКРИН и СПАРК. "В отдельных случаях участники торгов проверяются и со стороны собственников подвижного состава. Все критерии проверки представлены в тендерной документации. Проверки проходят перед каждыми торгами", - сообщил Сергей Горский.
Заинтересованность RailCommerce в развитии сервиса для железнодорожников - вполне прагматичная: стоимость услуг "биржи вагонов" определена на уровне 100 рублей за каждый арендованный с помощью сервиса вагон. Таким образом, как свидетельствует статистика торгов, доход электронной площадки за 4 месяца работы должен был составить порядка 1,6 млн рублей.
В компании подтвердили Gudok.ru, что "математика правильная", но подчеркнули, что комиссия начисляется только с проданных лотов, а иногда не все они находили покупателя. Кроме того, компания в ряде случаев использует систему скидок для грузоотправителей, которые оплачивают, в том числе, и другие сервисы RailCommerce. Сроки окупаемости и иные бизнес-параметры своего проекта в компании не раскрывают. "Окупаемость биржи напрямую будет зависеть от скорости её расширения и привлечения новых клиентов, увеличения объёмов торгов. Для этих целей мы сейчас прорабатываем задачу создания аукционов, при которых выставляться будут не вагоны, а заявки на перевозку, то есть грузы, а операторы за них будут торговаться", - сообщили Gudok.ru в RailCommerce.
По мнению представителя компании, одним из наиболее эффективных методов привлечения является так называемое "сарафанное радио", когда в сфере железнодорожных грузоперевозок коллеги рассказывают друг другу о выгодах торгового процесса и, тем самым, формируют более устойчивый интерес и готовность участвовать. Впрочем, в компании намерены использовать и все остальные традиционные приемы и инструменты для привлечения новых участников.
Тем не менее, по мнению независимых экспертов, созданная "биржа вагонов" может лишь занять определенную нишу на рынке, тогда как существенную долю продолжат занимать прямые договоренности между грузоотправителями и операторами подвижного состава. "В большинстве случаев, даже при наличии развитой системы спотовой торговли, всегда сохраняется определенный объем прямых поставок, - отмечает замруководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов. - Поэтому маловероятно, что биржа вагонов сможет полностью заменить прямые договоры по аренде вагонов. При крупных объемах перевозок грузовладелец готов заключать долгосрочные контракты для работы с наиболее "комфортным" оператором, в качестве услуг которого он уверен", - рассказал Gudok.ru эксперт.
В подтверждение своей мысли Александр Поликарпов привел в пример автомобильную отрасль, где при наличии развитого рынка перевозчиков и нескольких бирж для грузовладельцев, более 90% перевозок осуществляется по прямым договорам. "Если не будут приниматься регуляторное стимулирование применения биржи вагонов, тогда доля перевозок через биржу составит не более 20-25%", - прогнозирует эксперт ИПЕМ.
По его мнению, скорее всего, биржа вагонов будет применяться для осуществления небольших и нерегулярных отправок, а цена заключения контрактов вряд ли станет "бенчмарком" для общего уровня ставок оперирования. "Применение данных с биржи вагонов как индикатора стоимости аренды вагонов в целом пока маловероятно, и может применяться только для определённых сегментов рынка", - резюмировал Александр Поликарпов.
Биржа вагонов RailCommerce создана как электронная торговая площадка, являющаяся инструментом онлайн поиска и привлечения подвижного состава для грузоперевозок на всём пространстве 1520. Проект стартовал 16 мая, когда впервые неограниченному кругу лиц были предложены 1 тыс. полувагонов АО "ФГК" в аренду под перевозку строительно-минеральных грузов. В июне операторы разместили на "бирже вагонов" уже 3 тыс. единиц, в июле - 5 тыс., в августе - 7,6 тыс. единиц подвижного состава.
Гудок