← Таможня и ВЭД

Россия экспортирует подсолнечное масло рекордными темпами

В сентябре - ноябре 2016 г. отгружены рекордные 450 000 т подсолнечного масла - это на 80% больше, чем за такой же период прошлого года, сообщил Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). Кроме того, этот показатель на 21% выше темпов экспорта рекордного сезона 2013/14 г. (длится с сентября по август). У аналитического центра "Совэкон" данные только за сентябрь - октябрь - 212 000 т, это рекорд за всю российскую историю для этого периода. Данные Федеральной таможенной службы за три месяца пока не опубликованы.
Для увеличения экспорта масла сложилась благоприятная конъюнктура: мировые цены на него сравнительно высокие - $780-785/т, за последний месяц они выросли примерно на 5%, объясняет директор "Совэкона" Андрей Сизов. Рост подстегивает также увеличение мировых цен на пальмовое и соевое масло, добавляет он. Вместе с тем цена сырья - семян подсолнечника - на внутреннем рынке (европейская часть России) относительно низкая: к концу прошлой недели она достигла 20 775 руб./т ($328 на 9 декабря по курсу ЦБ) против 19 575 руб./т в начале ноября ($310 на 2 ноября), согласно "Совэкону". Такое соотношение внутренних цен на сырье и мировых цен на масло дает высокую маржу при экспорте, отмечает Сизов.
Гендиректор ИКАРа Дмитрий Рылько объясняет рост экспорта также рекордным производством подсолнечника - около 10,55 млн т в весе после доработки против 9,7 млн т, собранных в 2013 г. Это связано с благоприятными погодными условиями, увеличением посевных площадей и развитием агротехнологий, говорит Рылько. По данным Минсельхоза на 9 декабря, с 7,1 млн га, или 95,3% всех посевных площадей, убрано 11,3 млн т подсолнечника в первоначально оприходованном весе - на 18% больше, чем годом ранее; урожайность выросла с 14,8 до 15,8 ц/га.
Кроме того, продолжает Рылько, с конца прошлого сезона в мире "напряженный" баланс растительного масла, а поставки российского подсолнечного масла в Китай увеличились. Китай с долей в 11%, по данным минсельхоза США (USDA), замыкает тройку крупнейших импортеров основных растительных масел в мире после Индии и стран Евросоюза. Основными покупателями подсолнечного масла, как и в прошлом сезоне, остаются Турция и Египет, отмечает Рылько.
Экспорт масложировой продукции наращивают крупнейшие производители.Так, холдинг "Солнечные продукты" ранее сообщал о росте экспорта продуктов питания за девять месяцев 2016 г. на 17% год к году, и бутилированное подсолнечное масло стало одной из самых продаваемых категорий - на него пришлось 22% всей экспортированной продукции. Компания продолжила увеличивать экспорт масла и в октябре, добавила представитель ГК "Букет" (в нее входят "Солнечные продукты") Ольга Ежова. Среднедушевое потребление растительных масел в мире растет, оставаясь стабильным в России, объясняет она. У "Русагро" экспорт тоже растет, но небольшими темпами, сообщил гендиректор группы Максим Басов, не уточняя цифр. Для отрасли, по его мнению, экспорт - вынужденная мера из-за перепроизводства. Подсолнечное масло "Русагро", по собственным данным, продает преимущественно в Иран, Казахстан и Азербайджан, соевое - в Китай.
В сезоне 2015/16 на экспорт, включая страны ЕАЭС, отправлено 1,5 млн т подсолнечного масла, по данным ИКАРа. В текущем сезоне возможно увеличение отгрузок за рубеж до 1,9 млн т, прогнозирует Рылько. По мнению Ежовой, экспорт подсолнечного масла превысит 2 млн т, а всех растительных масел составит около 3 млн т.
Виртуальная таможня