Проект решения ЕЭК содержит поручение правительствам принять меры по предотвращению перемещения между странами ЕАЭС продукции, не соответствующей требованиям союза, в том числе не имеющей надлежащих документов, а также товаров, в отношении которых одним из государств союза приняты специальные экономические меры. К специальным экономическим мерам следует отнести ограничения России на поставку товаров из определенных стран.
Проект решения ЕЭК предполагает, что после обнаружения на территории любого государства ЕАЭС указанная продукция должна изыматься из экономического оборота. При этом отсутствие предусмотренной правом союза документации, подтверждающей безопасность и позволяющей проследить перемещение товаров, должно расцениваться как основание для их уничтожения.
Предполагается организация дополнительного надзора без применения пунктов контроля на границах между странами союза. При ЕЭК планируется создать инспекционную группу из представителей уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС для сов-местного выборочного контроля за перемещением товаров. Состав группы и регламент ее работы Совет ЕЭК намерен утвердить отдельным решением.
Уполномоченные органы стран ЕАЭС обяжут оперативно информировать партнеров по союзу о фактах выявления ненадлежащей продукции и принятых к ней мерах. Свои действия им придется фиксировать с помощью фото- и видеосъемки.
Предполагается, что в I квартале 2018 года между странами заработают системы информационного обмена, которые позволят отслеживать перемещение товаров, подлежащих ветеринарному и фитосанитарному контролю.
Проект нормативного акта разработан по результатам прошедшего 17 мая заседания Совета ЕЭК и 24 мая рассмотрен на совещании с участием представителей уполномоченных органов государств - членов союза.
Документ также обсуждали 13 июня на совещании в Минэкономики. В ходе заседания представители деловой общественности высказались против принятия решения ЕЭК.
"Проект предполагает введение тотального контроля за перемещением любых товаров на территории государств - членов ЕАЭС, что влечет за собой издержки как со стороны бизнеса, так и со стороны госорганов каждой страны", - сказала "БР" сопредседатель и директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) Жанна Тарасевич.
По ее словам, представители деловой общественности смущены и отсутствием унифицированного перечня документов, которые должны сопровождать груз. Не дано четкое определение специальным экономическим мерам, непонятен механизм получения информации об их введении членами ЕАЭС и то, как она будет доводиться до госорганов и коммерческих организаций.
Предоставление права контролирующим органам конфисковывать и уничтожать продукцию без решения суда, по мнению БСПН, подрывает конституционный принцип защиты собственности, влечет за собой постоянные споры между контролирующими органами и бизнесом. Все это крайне негативно скажется на деловом и инвестиционном климате ЕАЭС.
В бизнес-союзе убеждены: вводить дополнительный контроль следует после того, как будут созданы национальные системы, обеспечивающие обмен информацией между государствами о перемещении продукции. Такая работа уже началась. Например, в Беларуси введена система электронных счетов-фактур по НДС, в которых указывается практически вся информация о движении продукции. Доработка и адаптация данной системы в рамках ЕАЭС позволит устранить проблему взаимозачета по уплате НДС и может стать основой для новой системы контроля за перемещением товаров.
"В ускорении работ в данном направлении бизнес заинтересован и будет поддерживать любые инициативы", - резюмировала Жанна Тарасевич.
Свои замечания и предложения в письменном виде БСПН направил в Минэкономики.
Белорусы и рынок