← Безопасность и страхование

Сахалинские владельцы большегрузов жалуются на проблемы с оформлением ОСАГО

В Южно-Сахалинске сегодня невозможно нормально застраховать автомобили категории "С" - о проблемах с заключением договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в редакцию ИА Sakh.com сообщили сразу трое владельцев большегрузов. При этом, рассказывают люди, никаких официальных причин для отказа им не предоставляют - в офисах компаний заявляют то о нехватке бланков полисов, то о проблемах с единой базой, то о необходимости дополнительных проверок.
При этом глобальные проблемы с грузовиками могут быть предвестниками куда более широкого кризиса островной "автогражданки" - на форуме ИА Sakh.com все чаще появляются темы, посвященные отказам в оформлении полисов на легковые автомобили, а также проблемам с работой электронных сервисов оформления ОСАГО.
- Страховые уже больше двух недель не страхуют грузовые автомобили, даже не говорят, когда можно будет сделать это. В каких-то компаниях нет бланков якобы, в других система не пропускает большегрузы, - рассказывает предприниматель по имени Александр, обратившийся в редакцию Sakh.com. - У меня уже истекли страховки на два автомобиля, они уже неделю стоят, а я несу убытки. И никакой информации, когда эта ситуация разрешится, нет.
Еще один сахалинский предприниматель, владеющий 13 большегрузами, заметил, что также не сумел застраховать автомобили в нескольких компаниях в Южно-Сахалинске - в одной от страхования грузовиков категорически отказались, в другой потребовали оформить дополнительные услуги вроде страхования жизни.
- Как мне удалось выяснить, проблема со страхованием именно грузовых автомобилей, оформленных на физическое лицо. У юридических никаких проблем нет. Мне повезло, что у меня была страховка жизни и оформлены автобусы в другой компании. Обратился к ним, они сделали запрос, и Москва разрешила мне застраховаться. Но и там все не так просто - на каждый автомобиль где-то по три дня уходит, - рассказывает он. - Для многих эта ситуация стала неожиданной. Люди бегают с выпученными глазами, им никаких бумаг официально не дают. Отказывать-то не имеют права. Но затягивают всеми силами.
Раньше решением проблемы для страхующихся в последний момент были небольшие компании. Но сегодня в их офисах такая же неопределенность, как и у более крупных товарищей по рынку. В будущем, уверен собеседник агентства, беды со страховкой ждут и рядовых автомобилистов, владеющих легковушками, - убыточность ОСАГО для компаний растет год от года.
Корреспондент ИА Sakh.com связался с представителями нескольких страховщиков, работающих на Сахалине, и попытался узнать, с чем связаны ограничения страховки. Ни в одной из компаний проблему с оформлением большегрузов напрямую не признали.
Так, представитель "РЕСО-Гарантия" заверил, что страхование осуществляется в полном объеме и никаких ограничений нет и быть не может. А все проблемы - исключительно некритичные программные недоразумения.
- Есть определенные сбои, система стала централизованной, и из-за этого есть такие моменты. Кратковременные технические ошибки, зависания. Но в целом все работает, - уверяет представитель компании.
Не видят беды и в страховом доме ВСК - в компании без проблем оформляют все автомобили. Единственная проблема связана с достаточно большой нагрузкой на специалистов страховщика: из-за сокращения количества компаний на рынке в офисах выстраиваются очереди.
- Ажиотаж есть, поэтому по записи людей принимаем. А так любая компания обязана застраховать, это закон, и его надо выполнять. Но да, есть определенные моменты - мы требуем полный пакет документов, автомобили на осмотр, - замечают здесь.
В компании "Стерх" признали, что у них закончились бланки, и сейчас никаких полисов ОСАГО здесь не оформляют.
- Долго везут. Когда будут, не знаем, - замечают в офисе.
В "Альфастраховании" рассказали, что сегодня в компании все подобные "грузовые" заказы согласуются с Москвой - таково требование материнской компании. Это, естественно, требует времени. Зачастую именно вопрос продолжительности страхования авто и становится камнем преткновения.
- Люди приходят страховать в последний момент или когда полис уже просрочен. И такой временной разрыв между обращением и оформлением им кажется чем-то возмутительным. Но стараемся идти навстречу, как-то помогать, если на самом деле беда - контракт горит, работы срочно необходимо выполнить, - заверяют в компании.
В компаниях "СОГАЗ" и "Альфастрахование" комментировать продажу полисов ОСАГО по телефону отказались, потребовав прислать на рассмотрение письменный запрос, оперативно связаться с представителями "Ингосстраха" и "Согласия" корреспонденту ИА Sakh.com не удалось.
Несмотря на оптимистичное содержание официальных комментариев, как удалось выяснить, негласные ограничения на продажу ОСАГО владельцам большегрузов все-таки существуют. Как заметил сотрудник одной из компаний (он попросил не называть себя), сегодня у всех филиалов есть четкое распоряжение о страховании грузовиков исключительно после согласования с московскими офисами. Это связано с серьезной убыточностью этого сегмента автогражданки - застрахованные на 7-10 тысяч грузовики в случае попадания в ДТП наносят ущерба на сотни тысяч. А аварии с участием этих авто на Сахалине участились. Зачастую квалификация водителей, нанятых частниками, оказывается достаточно низкой, что приводит к большому количеству страховых случаев.
Из-за убытков и "ненадежной" клиентуры проблемы зачастую возникают и у легковых авто - сегодня в ряде регионов из-за большого количества "автоюристов" компании терпят убытки. А значит и весьма осторожно подходят к страхованию - особенно непросто приходится молодым водителям, владельцам возрастных авто, а также тем, кто страхует машины "без ограничений".
Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" действует в России с 2002 года. За 15 лет автогражданка пережила целый ряд реформ и изменений. Последние, например, ввели приоритет натурального возмещения вреда (ремонта) в случае ДТП, а не выплаты пострадавшим в аварии, а также увеличили максимальные суммы выплат. Кроме того, с начала 2017 года в стране действует обязательное требование о возможности оформления страховки через Интернет (электронное ОСАГО или е-ОСАГО). О проблемах с оформлением ОСАГО в ряде регионов (например, в Новосибирской области и республике Крым) также сообщают федеральные СМИ.
Sachalin.info