← Негабаритные и опасные грузы

Таманский порт уплыл от "Тольяттиазота"

Крупный производитель аммиака не сможет построить в порту Тамани перевалочный терминал. "Тольяттиазот" не сумел обжаловать решение, вынесенное Арбитражным судом Краснодарского края еще в феврале - 12 строений инфраструктуры ТоАЗ должны быть переданы в собственность краевой администрации.
Как пишет "Версия", Апелляционныый суд 6 июля оставил решение предыдущей инстанции в силе. ТоАЗ подал кассацию, которую должны рассмотреть 29 августа, но шансов выиграть дело у него мало.
История с неблагополучным таманским проектом ТоАЗа, оцениваемым в $300 млн, тянулась с начала нулевых. В 2001, 2003 и 2004 годах администрация Краснодарского края сдала в аренду ТоАЗу землю на 49 лет для строительства терминала по приему, хранению и перевалке аммиака в Темрюкском районе. В 2003 году замглавы краевой администрации выдал предприятию разрешение на строительство, действовавшее до 2005 года. Но уже в 2004 году акты проверок контрольно-надзорных органов выявили, что склад сыпучих материалов, башня радиосвязи, два верхних этажа зданий оперативных служб, два жилых дома и другие сооружения были возведены без разрешения на строительство, то есть самовольно. ТоАЗу были выданы предписания о приостановке незаконного строительства и предоставлении правоустанавливающих документов на пользование чужими земельными участками, на которых находились постройки.
В общей сложности чиновники выявили 22 нарушения проектных решений и нормативных требований, и в том же 2004 году разрешение на строительство было приостановлено. Несмотря на предписания властей, ТоАЗ самовольно продолжал строить в порту еще несколько лет, но со временем процесс окончательно заглох. В 2014 году прокуратура официально признала объекты ТоАЗа самостроем, возведенным без разрешительной документации с нарушениями норм. Объекты перешли в собственность краевой администрации, и ее право на них уже дважды было подтверждено судом.
В ближайшее время должен быть расторгнут заключенный с ТоАЗом договор об аренде до 2052 года ввиду объективной невозможности предприятия выполнить взятые на себя обязательства. Вероятно, новым оператором порта станет правительство Краснодарского края. Помимо ТоАЗа, свои проекты в порту вели ООО "Газэкспорт", ЗАО "Таманьнефтегаз", ООО "Союзресурс-Кубань" и другие. Не исключено, что после ухода ТоАЗа высвободившиеся мощности и пространство займут другие стивидоры.
Потеря Тамани станет чувствительным ударом для ТоАЗа, рассчитывавшего с помощью порта открыть альтернативный канал экспортных поставок. В настоящий момент практически весь экспортируемый аммиак проходит через уникальный трубопровод "Тольятти - Одесса". В последние 5 лет он не раз демонстрировал свою ненадежность.
В 2012 году "Укрхимтрансаммиак", управляющий украинским участком трубы, перекрыл аммиакопровод на две недели, а ТоАЗ был вынужден останавливать производство и подсчитывать убытки. В конце декабря 2016 года вокруг транзита тольяттинского аммиака вновь разгорелся конфликт: "Укрхимтрансаммиак" отказал ТоАЗу в увеличении квоты прокачки и транспортировка продукции предприятия прекратилась аж до 3 февраля 2017 года.
Смена власти в Киеве существенно подняла цены на транзит аммиака. В условиях российско-украинских санкций рассчитывать на преференции российским компаниям не приходится. Минфин Украины намерен в очередной раз повысить тарифы, увеличение их - лишь вопрос времени. Все это ставит будущее ТоАЗа под вопрос. Попытки найти выход из ситуации принесли компании лишь репутационные и финансовые потери. При новом повышении транзитных тарифов на аммиак со стороны Украины завод может быть остановлен полностью.
КремльНьюс