Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил расширить программу компенсации до 50% затрат экспортеров на транспортировку продукции АПК наземным транспортом. РЭЦ предлагает распространить субсидии на перевозки не только в контейнерах, но и в крытых вагонах и цистернах (перевозка бакалеи и масла). Всего в 2017 году на эту меру, заработавшую в сентябре, правительство выделило 100 млн руб. Эксперты полагают, что расширение механизма потребует в будущем выделить из бюджета не менее 500 млн руб.
РЭЦ предлагает расширить программу господдержки экспортеров продовольственной продукции через компенсацию им до половины транспортных расходов, в том числе на железнодорожную перевозку. Механизм, распространяющийся сейчас только на контейнерные перевозки сельхозгрузов, предлагается расширить на транспортировку их крытыми вагонами и цистернами. Письмо об этом 24 октября управляющий директор по организации международных проектов РЭЦ Михаил Мамонов направил замдиректора департамента экономики и финансов правительства Антону Григорову. Господин Григоров вчера сообщил "Ъ", что вопрос находится в работе.
Программа поддержки экспортеров заработала в сентябре. В 2017 году на компенсацию затрат на перевозку до 40 тыс. тонн продукции выделено 100 млн руб. Для получения субсидии компания должна обратиться в РЭЦ, окончательное решение принимает Минсельхоз. Компенсируется до 50% фактически понесенных затрат в пределах установленных лимитов и не более 50% стоимости перевезенной продукции.
Как пояснил "Ъ" Михаил Мамонов, в основном речь идет об экспортных маршрутах в Китай - экспортные поезда отправляются из Ворсино в Далянь и Чэнду, в начале ноября в Чэнду также отправился поезд из Уфы. Сейчас интерес к программе стали проявлять производители, для которых перевозка в контейнерах невозможна или нерентабельна и которым было бы выгодно задействовать крытые вагоны и цистерны, рассказывает он. Поэтому совместно с Минсельхозом РЭЦ проработал вопрос о расширении списка подвижного состава, сейчас предложения рассматриваются в аппарате правительства.
В Минсельхозе "Ъ" подтвердили, что данный вопрос прорабатывался министерством и был поддержан заинтересованными ведомствами. По мнению Минсельхоза, новые изменения позволят увеличить объемы несырьевого экспорта продукции АПК, поскольку крытые вагоны и цистерны широко используются при транспортировке продукции мукомольно-крупяной и масложировой промышленности. Эффективность этого механизма можно будет оценить по итогам полугода-года его реализации, говорят в Минсельхозе. В ОАО РЖД соглашаются, что предоставление субсидий при перевозках грузов в контейнерах уже позволило привлечь дополнительные объемы несырьевого экспорта на железную дорогу и можно ожидать, что распространение их на вагоны и цистерны позволит нарастить грузооборот.
Гендиректор "РЖД Логистика" (РЖДЛ, оператор ускоренного контейнерного маршрута в Китай) Вячеслав Валентик отмечает, что опыт Китая показывает, что механизм транспортных субсидий - действенный инструмент поддержки экспортеров, который обеспечил многократный рост объемов транспортировки китайской продукции в РФ и Европу. Инициативы по развитию практики выделения субсидий в поддержку российского экспорта, в том числе на перевозку в разных типах подвижного состава, можно только приветствовать, отмечает топ-менеджер. "Когда мы создавали первый маршрут, запросы грузоотправителей ограничивались доставкой грузов в контейнерах, поэтому и был выбран формат ускоренного контейнерного поезда",- объясняет он, говоря, что при устойчивом спросе на перевозку в крытых вагонах и цистернах РЖДЛ разработает расширенный сервис.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что речь может идти о годовом объеме экспорта свыше 500 тыс. тонн. По его словам, эта мера позволит расширить экспорт семян льна и рапса, пшеницы, отрубей и растительного масла в Монголию и Китай. По его оценке, совокупные затраты на перевозку этих грузов по территории РФ составляют не менее 1 млрд руб., под компенсацию может подпадать до 500 млн руб.
Виртуальная таможня