Центр стратегических разработок сообщил о необходимости повысить эффективность таможенного администрирования. Для этого, уверены в ЦСР, необходимо ограничить контроль на границе, заменив его анализом деятельности компаний до и после осуществления поставок. В ФТС с предложением не согласны: изменения грозят обернуться кассовыми разрывами бюджета и падению собираемости пошлин, сообщает «Коммерсантъ».
Эксперты ЦСР напомнили, что в России таможенное администрирование недостаточно эффективно по сравнению с другими мировыми практиками. Регулирующая и фискальная роль ввозных таможенных пошлин постепенно уменьшается. Поэтому следует изменить показатели эффективности работы ФТС с учетом затратности контроля и объема товарооборота.
Чтобы скорректировать ситуацию, в ЦСР предлагают радикально пересмотреть процесс таможенного оформления: ввести обязательное предварительное декларирование и выпускать товары до уплаты пошлин под фингарантии импортера. В будущем, уверены в Центре, вместо ФТС такие операции смогут поручить налоговым органам по месту регистрации учВЭДовцев.
Среди способов реализации механизма – «единое окно» в пунктах пропуска и в доступе к базам ФТС и ФНС. Перед этим таможенную и налоговую базы предлагается объединить, передав ФНС функции взимания косвенных налогов (НДС, акцизы), а затем и администрирования всех таможенных платежей (ФТС будет передавать данные о ввозимых товарах). При этом в ЦСР признают, что масштабные изменения невозможны без резерва на случай недобора платежей.
Замглавы ФТС Тимур Максимов отметил, что предоставление финансовых гарантий может обременять компании, а передача полномочий ФНС – нести бюджетные риски. «Сейчас ФТС на этапе до выпуска собирает 100% от начисленного», - отмечает Максимов. Вместо объединения информбаз следует обмениваться в режиме онлайн, ведь у ведомств разный функционал, считают в ФТС.
ПРОВЭД