Если вы думаете, что, когда вы летите над Северной Атлантикой, вас всё время видит радар – для вас плохие новости: это не так.
Радиус действия радарных станций в Британии и Северной Америке – не более 250 миль, так что большую часть маршрута ваш самолёт никто не видит.
Каким же образом тысячи самолётов каждый день безопасно пересекают океан? Это делает возможным система под названием North Atlantic Tracks (Nats – Североатлантические треки) – нечто наподобие дорожной разметки на шоссе, на высоте 38000 футов, и опирается она на контроллеры, которые периодически обновляют данные о своём позиционировании с помощью высокочастотного радио и передачи данных.
Воздушное пространство над Северной Атлантикой за 24 часа пересекает до 2500 авиарейсов. За 2017 год случилось рекордное количество полётов – 500000. И каждый из этих самолётов находится 4-5 часов вне действия радара. Там просто нет никакого острова, чтобы построить радарную станцию.
Чтобы быть уверенными в том, что самолёты безопасно отделены друг от друга, полёты организованы по прямым, заранее определённым полосам. Это делает предлагаемая навигационная система.
Однако в течение ближайших лет организацию полётов ожидает крупная трансформация. На прошлой неделе Nats объявила об инвестировании в компанию из США под названием Aireon, которая будет использовать сеть из 66 спутников для предоставления глобального отслеживания воздушного трафика в реальном времени, включая пространство над океанами, пустынями и горами.
Пять спутников для этой системы – известной как «Space Based ADS-B» – отправились в космос на этой неделе. Остальные будут запущены до конца текущего года.
Учитывая тот факт, что количество ежегодных трансатлантических рейсов к 2030 году достигнет 800000, такая система очень нужна. По словам Nats, эта система поможет избежать катастроф, таких как с MH370.