Крупнейшие участники российского автомобильного рынка направили в Минпромторг коллективное письмо с предложениями о новом инвестиционном режиме в автопроме. Текст в адрес замминистра промышленности и торговли Александра Морозова подписали представители «АвтоВАЗа», «КАМАЗа», ГАЗа, «Соллерса», Renault, Nissan, Mitsubishi и Daimler AG.
В 2019 году истекает срок действия большинства соглашений о промсборке. В их рамках власти давали льготы по уплате таможенных пошлин на импорт комплектующих для авто, взамен концерны брали обязательства повышать локализацию производства своих машин в России. Минпромторг не может технически продлевать режим промсборки, поскольку он не соответствует требованиям ВТО, в котором РФ состоит с 2012 года. Поэтому для продолжения предоставления льгот и господдержки с автопроизводителями заключаются индивидуальные специнвестконтракты (СПИКи).
Как пишут «Ведомости», в коллективном письме автопроизводители поддержали СПИКи в качестве основного инструмента нового режима и выразили готовность взять на себя обязательства по дальнейшей локализации. В ответ они ждут гарантий господдержки и стабильных экономических условий.
Однако компании отметили, что к новому режиму следует допустить лишь действующие предприятия, готовые развивать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. По их мнению, создание новых автопроизводств в России должно быть прекращено. Действующие мощности автозаводов в РФ позволяют выпускать в сумме 3 млн автомобилей в год, при этом в 2017 году они были загружены всего на 44%.
Подписанты считают, что сейчас нужно сконцентрироваться на дальнейшей локализации продуктов и компетенций, повышении загрузки имеющихся мощностей минимум до 80%, в том числе за счет экспорта. В этом их позиция совпадает с планами Минпромторга. Министерство предлагает ввести план-график внедрения технологических операций не только для сборки самих машин, но и для ключевых узлов.
Автоконцерны просят сохранить в новом режиме возможность регистрации консорциумов, чтобы один СПИК заключался под несколько компаний разом. Принцип консорциумов позволит окупить инвестиции в организацию выпуска новых ключевых узлов за счет разделения инвестиций между участниками консорциума и обеспечения рынка сбыта, что при обычном подходе нерентабельно.