Потребность в закупках новых грузовых вагонов российскими операторами в 2019-2030 годах составит 400-550 тысяч единиц. Объем российского рынка вагоностроения в эти годы составит 1,1-1,5 трлн рублей. Таким прогнозом поделился заместитель генерального директора АНО «Институт проблем естественных монополий» Владимир Савчук на организованной аудиторско-консалтинговой компанией Ernst & Young презентации исследования «Обзор отрасли грузоперевозок в России».
По прогнозу экспертов ИПЕМ, ожидается массовое списание некоторых моделей подвижного состава. В частности с 2026 года прогнозируется списание полувагонов. В России к 2030 году будет списано 145,4 тыс. полувагонов, а на пространстве 1520 - 220 тыс полувагонов.
Также будут списываться и другие модели: 79 тыс. цистерн в России и 112 тыс на пространстве 1520. Пик списания цистерн придется на 2025 год. Также к 2030 году будут списаны 25,4 тыс. крытых вагонов в России и 42 тыс. крытых вагонов на пространстве 1520. При этом массовое списание крытых вагонов прогнозируется уже в ближайшей перспективе.
Существенное списание прогнозируется и для собственников платформ. В ближайшей перспективе начнется списание как обычных платформ, так и фитинговых. К 2030 году на пространстве 1520 будут списаны 44,2 тыс. платформ и 22,3 тыс. фитинговых платформ. В России парк платформ предстоит обновить на 33,3 тыс и парк фитинговых платформ на 12,9 тыс. единиц.
Оценивая динамику рынка полувагонов в России специалисты ИПЕМ отмечают, что в 2018 году продолжился рост ставки предоставления на рынке полувагонов, в 2019 году прогнозируется стабилизация ставки на рынке.
Как отмечается в исследовании ИПЕМ, к 2030 году ожидается обновление парка полувагонов на 58% по отношению к объему парка на конец 2018 года. По крытым вагонам потребности в обновлении парка оцениваются на уровне 68%, по зерновозам в 76%, по фитинговым платформам в 62%. Парк минераловозов предстоит обновить на 38%, парк цистерн для перевозки СУГ - на 21%.
По ожиданиям ИПЕМ, в ближайшие три года больше всего вырастут ставки операторов на предоставление фитинговых платформ (свыше 20% к текущему уровню), а также крытых вагонов и цистерн для СУГ (от 10 до 20%). В 2019 году прогнозируется стабилизация ставки на рынке полувагонов.