Одним из главных трендов на рынке складской логистики Санкт-Петербурга в ушедшем году стала парадоксальная ситуация, когда спрос на складские площади растет, объем предложения уменьшается, но к росту нового строительства это не приводит. Сокращение вакансии в сегменте привело к тому, что логистические компании, ранее в абсолютном большинстве предпочитающие арендовать помещения, начали всерьез задумываться о строительстве себе складов в формате build-to-suit.
Наиболее активными в данном направлении стали логистические операторы, оказывающие услуги по ответственному хранению. Они всерьез рассматривают возможность строительства собственных складов небольшой площади, от 5 до 10 тысяч «квадратов». Причем готовы строить именно в собственность.
Девелоперы складской недвижимости пока не уверены, что спрос на BTS-продукт у логистических операторов станет системным. «Да, заявки от них на строительство складов поступают, но это скорее исключения, подтверждающие правило. Основная причина в том, что логистический оператор, как правило, хочет иметь больше свободы, чем ему может предложить девелопер в рамках реализации BTS-продукта, в плане выбора по площади, ставке, опции выхода из договора, размеру обеспечения», – отметил Антон Бондаренко, коммерческий директор «А Плюс Девелопмент».
Однако снижающийся уровень вакансии в сочетании с небольшими объемами ввода спекулятивных проектов на складском рынке Петербурга и Ленобласти создают предпосылки того, что данный спрос будет расти в ближайшие годы.
Напомним, что по данным компании Maris в ассоциации с CBRE, вакансия в регионе по итогам 2018 года упала до 3%, сократившись почти вдвое. В 2017 году она превышала 5%. А ввели в эксплуатацию в прошлом году всего чуть более 20 тысяч кв. м спекулятивных площадей.