Европейское агентство авиационной безопасности объявило о намерении выработать новые требования к пожарной безопасности грузовых самолетов и ввести их в действие с 2025 года. Как пишет Flightglobal, речь идет о переделке грузовых отсеков класса безопасности D в более высокие классы C или E. Предполагается, что это позволит существенно сократить риски для авиации, связанные с воздушной перевозкой литиевых аккумуляторов.
Ежегодно регистрируется несколько инцидентов, связанных с воспламенением литиевых аккумуляторов или задымления, связанного с их замыканием. Эти случаи происходят либо в аэропортах при операциях погрузки-разгрузки, либо уже в воздухе. По данным Федерального управления гражданской авиации США на конец января 2018 года, с 1991 года было зафиксировано 191 происшествие, связанное с воздушными перевозками литиевых аккумуляторов.
В 2010 году в Дубае упал грузовой самолет Boeing 747-400F транспортной компании UPS Airlines, вернувшийся в аэропорт отправления вскоре после взлета. Причиной возвращения стало возгорание нескольких литий-ионных аккумуляторов, которые тот перевозил. В результате горения батарей произошло сильное задымление. Из-за сильного задымления и ошибки в действиях пилотов, самолет упал при заходе на второй круг после неудачной попытки посадки. Все члены экипажа самолета погибли, причем один из них умер от отравления продуктами горения еще в воздухе.
Современные литий-ионные аккумуляторы представляют серьезную опасность для грузоперевозок. Такая батарея с коротким замыканием, пробоем между анодом и катодом, может очень быстро разогреваться до почти 600 градусов Цельсия и становиться причиной пожара. При этом разогрев соседних аккумуляторов до 200-230 градусов Цельсия может запускать аналогичный процесс и в них. Аккумуляторы с коротким замыканием нередко выделяют водород, который смешиваясь с воздухом, может образовывать взрывоопасную смесь.
Некоторые современные грузовые самолеты оснащены грузовыми отсеками класса D. Этот класс предполагает, что отсек должен иметь объем не более 28,3 кубических метра и быть абсолютно герметичным. Кроме того, стенки отсека должны кратковременно выдерживать высокую температуру. В случае возникновения пожара в отсеке класса D горение относительно быстро прекратится, поскольку в нем закончится кислород. Тем не менее, в случае с литиевыми аккумуляторами пожар может проходить более интенсивно и масштабно, чем рассчитаны отсеки класса D.
Грузовые отсеки классов C и E дополнительно оборудованы системами обнаружения дыма, которые уведомляют экипаж самолета о возможном пожаре не позднее 60 секунд после регистрации первых признаков задымления. Кроме того, отсеки класса C дополнительно оснащены системами пожаротушения. В случае пожара такие системы заполняют отсек хладоном, доводя его концентрацию до 5 процентов. После того, как система зарегистрирует ликвидацию пожара в отсеке в течение часа будет поддерживаться концентрация хладона на уровне 3 процентов для предотвращения повторного возгорания.
По оценке Европейского агентства авиационной безопасности, сегодня в Европе выполняют полеты около 500 грузовых самолетов, оснащенных отсеками класса D. В случае, если европейские авиационные власти примут новые требования к пожаробезопасности грузовых самолетов, перевозчики должны будут модернизировать их не позднее 2025 года.
В начале 2017 года ученые из Стэнфордского университета в США представили мембрану на основе композитных микроволокон для литий-ионных аккумуляторов. Она способна плавиться при достижении определенной температуры и выпускать в электролитический раствор концентрированное вещество-пламегаситель. Такое устройство, установленное в обычный литий-ионный аккумулятор, не снижает его рабочих характеристик, но в случае возгорания ликвидирует пламя за доли секунды.