В Москве завершила свою работу Х конференция, посвященная вопросам транспортировки нефтеналивных и нефтехимических грузов. Несмотря на длинную историю существования, мероприятие не утратило своей актуальности. Аудитория конференции, представленная компаниями - операторами подвижного состава, экспертами государственных регулирующих органов, менеджерами РЖД и ЦФТО, грузоотправителями, аналитиками отрасли, с интересом обсуждала презентации коллег и активно участвовала в дискуссиях.
Давая прогноз и оценивая ситуацию на рынке перевозок, специалисты ИПЕМ и НААНС-Медиа констатировали профицит парка вагонов, который позволит создавать эффективные схемы для подключения РЖД к транспортировке в рамках биржевой и внебиржевой торговли. Представитель ФАС отметил инициативу ведомства по внесению изменений в правила недискриминационного доступа перевозчиков к жд структуре по аналогии с тем, как перевозятся торгуемые на бирже нефть и газ. «Нам нужен индикатор перевозки»,- заявил эксперт.
Целая сессия была посвящена проблемам транспортировки нефтеналивных грузов в адрес портов. В центре внимания оказались порты на севере и северо-западе России, которые входят в арктический морской кластер. Топ-менеджеры АТПУ Архангельск, ПНТ и Усть-Луга Ойл рассказали о преимуществах портов и задачах по улучшению работы терминалов, о взаимодействии с жд путем создания графиков отгрузки и синхронизации работы. При этом ряд экспертов отметил необходимость более четкого и прозрачного расчета тарифов при отгрузках в адрес новых портов.
Представители РЖД и ЦФТО в своих выступлениях проанализировали ситуацию с перевозками по жд грузов нефтехимии и нефтепереработки. По их мнению, есть объективная причина «узких мест» на жд, вызванная проведением ремонтных работ. Эксперты ведомств не только поддержали сотрудничество с портами и создание системы «синхронизации», но и призвали рассмотреть возможность снижения количества порожних цистерн и укрупнение их объема.
Вопрос, в первую очередь, был адресован производителям вагонов и цистерн, которые также выказали свое отношение к проблемам перевозки нефтеналивных грузов. Поэтому заключительная сессия оказалась наиболее «дискуссионной». В ней участвовали как производители подвижного состава, так и компании, представляющие услуги по промывке и пропарке цистерн. «Большинство цистерн сегодняшнего парка реализуют свой потенциал только при перевозки тяжёлых грузов с плотностью 0,9-1,1 т/м3 - а это верхний предел по плотности темных нефтепродуктов, которые как раз сокращаются и уходят в трубу. В итоге цистерны ходят недозагруженные, средняя погрузка составляет менее 60 тонн,» - подтвердила директор по маркетингу ОВК.
Перспективное направление в транспортировке нефтеналивных продуктов было представлено компаниями-операторам танк-контейнеров, за которыми, по мнению многих присутствовавших, будущее мультимодальных перевозок, несмотря на небольшую пока долю рынка и проблемы с производством таких составов. В обсуждении приняли участие руководители компаний и подразделений Танк-контейнер Сервис, Инфотек-Балтика М, Алтайвагон и Kärcher.
Количество участников мероприятия и их активная позиция еще раз подтвердили актуальность темы и большой потенциал для встречи в следующем году.