Технологии беспилотного транспорта постепенно входят в нашу жизнь. Они развиваются в разных странах и на разных континентах. Эффективное развитие сферы высокоавтоматизированных автомобилей, выстраивание взаимовыгодного международного сотрудничества, разработка эффективной системы безопасности требует создания национальной и международной нормативной базы. Эта задача стоит в настоящее время перед всеми странами, развивающими беспилотные технологии, и Россия не исключение. На данный момент положение нашей страны в сравнении с США, странами Европы и Азии не является критичным. Однако уже отмечается тот факт, что при сохранении существующих темпов стандартизации, Россия может начать серьезно отставать.
«Сильной стороной России в беспилотной сфере является готовность пользователей использовать беспилотный транспорт и достаточно серьезные наработки «Яндекса» и «КамАЗа», которые вполне успешно работают в тестовых зонах, - сказал журналу «Вестник ГЛОНАСС» профессор, заведующий кафедрой «Организации и безопасности движения» в МАДИ Султан Жанказиев, - За последние годы в России сложилось заинтересованное сообщество, которое может стать серьезным драйвером для нововведений в отрасли.
Необходимость создания законодательной базы и единых технологических стандартов для внедрения беспилотного транспорта является неоспоримым фактом. Чтобы массово выпустить на дороги России автоматизированные автомобили необходимо урегулировать вопросы, связанные с тем, как регистрировать такие автомобили, как урегулировать случаи дорожно-транспортных происшествий, как организовать инфраструктуру для таких автомобилей, обеспечить кибербезопасность и безопасную передачу огромного потока данных.
Принимая во внимание особенности нашей страны, где традиционно сильна административная составляющая, для создания прорыва в сфере стандартизации и нормирования беспилотных технологий необходимо подключать мощный государственный стимулятор. Беспилотные технологии, так или иначе, придут в Россию, но они могут состояться не в расчете на резидентный бизнес, если мы пойдем просто по пути перевода зарубежных стандартов на российскую почву. Тогда есть риск, что сервисы и операторские услуги будут функционировать не в пользу резидентных операторов. Как подчеркнул профессор Султан Жанказиев, это важно, потому что именно там основные средства. Система стандартизации сегодня – потенциально защищает рынки будущего.