← Логистика, грузы

Долги крупного петербургского ретейлера достигли угрожающего уровня

Долги ТД «Интерторг» (управляет сетями SPAR и «Народная 7Я семьЯ») перед поставщиками за год выросли более чем вдвое. В самой компании утверждают, что споры с поставщиками не влияют на устойчивость ее бизнеса. Однако, по оценкам некоторых аналитиков, долги ретейлера достигли критического уровня. Главная причина трудностей компании — растущая конкуренция со стороны федеральных игроков, уверены эксперты. Чтобы сохранять конкурентоспособность, «Интерторгу» нужно найти уникальную нишу на рынке.

По данным картотеки Арбитражного суда, в текущем году к ТД «Интерторг» было подано 106 исков на 934 млн руб. За полный 2018 год к компании было подано только 58 исков на сумму около 390 млн руб. Среди крупнейших кредиторов — поставщик молочной продукции «Савушкин продукт-Москва» (сумма претензий 217 млн руб.), оптовый продавец напитков «Диалог» (48,7 млн руб.), поставщик алкоголя Simple (25,5 млн руб.), Великолукский мясокомбинат (21,6 млн руб.). Пока никто из поставщиков не сообщал о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

В самом «Интерторге» утверждают, что рост объема претензий со стороны поставщиков не говорит о финансовых проблемах ретейлера. «Основная сумма исков складывается из судебных дел, связанных с проблемными поставщиками», — сообщили в пресс-службе компании. Конфликты возникают и в случаях, когда не удается урегулировать условия работы с поставщиками или же поставщики завышают сумму пеней, но при этом игнорируют встречные обязательства, отмечают в пресс-службе. В ТД «Интерторг» подчеркивают, что в большинстве случаев удается либо заключить мировые соглашения, либо поставщики отзывают иски. Сейчас компания согласовывает договорные отношения с поставщиками на 2020 год, добавили в пресс-службе ретейлера.

Тем не менее, как следует из данных СПАРК, начиная с 2016 года финансовые показатели ретейлера ухудшаются. По итогам 2018 года выручка компании снизилась на 0,8%, по сравнению с 2017 годом, до 73,9 млрд руб. Чистая прибыль за тот же период сократилась на 30%, до 721,5 млн руб. В рейтинге РБК 500 2019 «Интерторг» потерял 21 позицию и теперь занимает 179 место.

В ТД «Интерторг» признают, что в компании были финансовые сложности, связанные со вводом в эксплуатацию алкогольного склада, введением программы лояльности, ребрендингом универсамов «Народная 7Я семьЯ», а также открытием новых торговых точек и гипермаркета. «Все это наложилось на оптимизацию, переход на новую систему работы с поставщиками, закрытие нерентабельных точек и сокращение издержек. Однако в настоящий момент эти сложности уже не влияют на работу компании, ТД «Интерторг» находится в состоянии финансовой стабильности и только усиливает позиции на рынке: открываются новые магазины, продолжают реконструироваться старые объекты», — сообщили в пресс-службе.

Однако, как считает аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын, текущая финансовая ситуация ретейлера выглядит не слишком благополучно. «Когда объём судебных претензий начинает превосходить чистую прибыль предприятия, перед владельцами встаёт вопрос, имеет ли смысл продолжать вести бизнес», — говорит эксперт.

По некоторым данным, «Интерторг» уже пытался продать часть торговых точек. «Мы сотрудничали с ТД «Интерторг» в прошлом году по поиску возможных покупателей на московские магазины компании, но безуспешно», — рассказывает управляющий партнер инвестиционной компании Peregrine Capital Николай Габышев. По его словам, ретейлер тогда хотел оптимизировать розничную сеть в Москве, но предложения от потенциальных покупателей оказались ниже ожиданий собственника. В настоящее время ТД «Интерторг», как сообщили в пресс-службе компании, не планирует продажу бизнеса и не намерен отказываться от франшизы SPAR.

Однако поддерживать устойчивое развитие бизнеса собственникам компании будет непросто, считает Николай Габышев. По его мнению, сложности «Интерторга», как и других региональных игроков, во многом связаны с ужесточением конкуренции со стороны федеральных сетей. «Для основной массы потребителей важна цена, а хорошую цену способны дать только федеральные сети в силу масштаба их бизнеса. Региональным игрокам сложно выдерживать лобовую конкуренцию. Если они не смогут найти уникальные ниши и стать в них лидерами (по цене, по продукту, по технологиям), то конкурировать с федеральными сетями будет невозможно. Рано или поздно региональные игроки будут уходить с рынка», — уверен Габышев.

Справка

ТД «Интерторг» — один из немногих в Петербурге крупных ретейлеров, не принадлежащих федеральным сетям или иностранным инвесторам. Долю рынка «Интерторга» петербургское УФАС оценивает в 10,36% по итогам 2018 года. Компания была создана в 2003 году, ее основными владельцами считаются Абдуллаев Аллахверди Али Оглы и Абдуллаев Мушвиг Али Оглы. По данным СПАРК, компания через ООО «Интергрупп» принадлежит офшору в Монако «Сосьете Сивиль Партикульер Интер Солюшнз» (99%) и Абдуллаеву Аллахверди Али Оглы (1%). По последним данным, «ТД Интерторг» управляет сетью из 185 магазинов SPAR в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, республике Карелия, Мурманской, Архангельской областях, в Москве и Московской области и сетью из 251 универсама «Народная 7Я семьЯ».