ОАО «РЖД» и АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» (СПбМТСБ) в минувшую пятницу подписали соглашение, согласно которому с 2020 года РЖД становятся оператором товарных поставок нефтепродуктов, торгующихся на бирже. Соглашение должно обеспечить прозрачность рынка железнодорожных грузоперевозок и точность сроков доставки биржевой нефти покупателю.
Через СПбМТСБ продаются 20% нефтепродуктов, произведённых в России.
Как рассказал «Гудку» инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» (торгующей на Санкт-Петербургской бирже) Тимур Нигматуллин, биржевая нефть порой не вовремя доходит до покупателя или даже теряется в пути. По его словам, было уже заведено несколько уголовных дел о потерянных вагонах. К примеру, в 2017 году терялись 158 цистерн компании «Ари центр».
По словам генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова, связь биржевой торговли с транспортной логистикой обеспечит прозрачность рынка железнодорожных грузоперевозок важнейших для страны товаров.
«ОАО «РЖД» является акционером СПбМТСБ, и подписанный документ отвечает стратегии компании в части повышения рыночной эффективности», – подчеркнул он.
Функции оператора товарных поставок (ОТП) описаны в Федеральном законе России от 7 февраля 2011 года «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте». Это учёт и контроль за доставкой проданной продукции. Доставлять нефтепродукты будут, как и прежде, грузовые компании. Если потерялся вагон или автоцистерна, покупатель обращается за помощью к ОТП. Задача оператора в этом случае – найти пропажу. Правда, ОТП никак не будет наказан биржей и пострадавшей стороной, если не сможет отыскать пропажу. Вопрос о наказании виновного в срыве поставки в задачи оператора не входит, за исключением штрафных санкций, которые имеют право применять РЖД к грузоотправителям, например, за искажение сведений в накладных и невыполнение заявки на перевозку грузов.
По мнению Тимура Нигматуллина, у ОТП есть хорошие возможности для лоббирования доставки нефти грузовыми железнодорожными компаниями, а не другими видами транспорта. Когда РЖД возьмут на себя роль ОТП и начнут отслеживать логистические цепочки поставок товара от биржевого покупателя до конечного грузополучателя, доля нефтепродуктов, которые перевозятся железнодорожным транспортом, скорее всего, вырастет. Оператор может рекомендовать наиболее рациональные, с его точки зрения, цепочки, которые обеспечат точность поставок. «Наша совместная работа будет способствовать совершенствованию биржевой торговли на условиях поставки нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Реализация данного проекта позволит создать совершенно другой уровень услуг, предоставляемых биржевой инфраструктурой клиентам», – отметил президент СПбМТСБ Алексей Рыбников.
Как рассказали в СПбМТСБ, полностью отследить точность прибытия всех отгружаемых нефтепродуктов к получателю практически невозможно, потому что часто последним становится автомобильный транспорт. Но на бирже рассчитывают, что ОАО «РЖД» постепенно возьмёт под контроль большинство логистических цепочек.
Под соглашением между РЖД и СПбМТСБ поставили подписи не только Олег Белозёров и Алексей Рыбников, но и глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
«Одно из центральных мест в Национальном плане развития конкуренции (утверждён распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2018 года) занимает биржевая торговля. Она позволяет решить самый широкий круг задач – сократить теневой оборот на ряде рынков и повысить прозрачность ценообразования. Благодаря организованным торгам и контролю ОТП предприятия гарантированно получают соответствующую поставку, и получают её быстрее», – прокомментировал соглашение глава ФАС Игорь Артемьев.