← Коммерческий транспорт

Грузовики Scania празднуют 110 лет присутствия в России

В 1910 году компания Scania выпустила всего четыре грузовика, один из которых был отгружен в Россию и стал первым экспортным грузовиком компании.

Поставленный в Россию грузовик Scania был предназначен для Управления городских железных дорог Санкт-Петербурга и представлял собой автомастерскую для обслуживания трамвайной контактной электрической сети.

Мобильная мастерская была построена на шасси Scania IL грузоподъемностью 3500 кг, оснащенное 24-сильным двигателем.

В качестве рабочего оборудования автомастерская Scania получила рассчитанную на трех человек подъемную вышку и поворотную платформу с ручными приводами.

В процессе эксплуатации автомастерская показала очень успешные результаты, в результате чего, в 1911 году Управление ЖД Санкт-Петербурга закупило еще один автомобиль аварийной службы, но теперь уже под брендом Scania-Vabis, т.к. произошло слияние Scania и Vabis. Новая автомастерская на шасси Scania-Vabis имела существенные изменения: каркас вышки, выдвижная часть и рабочая платформа были сделаны из стали, а привод подъёма стал зубчатым, заменив тросовый.

Обычно ремонтные мастерские на шасси автомобилей Scania и Scania-Vabis эксплуатировались в паре, где одна выполняла функции текущего обслуживания, а вторая использовалась для ремонта и замены оборванных проводов, так как она была снабжена специальным креплением для запасных проводов и поддерживающих тросов.

Эти спецавтомобили на шасси Scania и Scania-Vabis даже попали на страницы «Санкт-Петербургских ведомостей», где их работу по ликвидации аварии на Невском проспекте запечатлел легендарный фотограф Карл Булла, вошедший в историю как «отец российского фоторепортажа», сделавший портреты императора Николая II и Льва Толстого в кругу семьи и снимавший спуск на воду крейсера «Аврора».

Большую роль в развитии экспорта Scania в Россию сыграл Эрик Хедлунд, ставший в 1911 году дилером и исключительным агентом компании Scania-Vabis на территории России, поэтому все первые автомобили Scania и Scania-Vabis продавались через Эрика Хедлунда.

Кроме автолестниц на шасси Scania, в период с 1910 по 1913 годы в Россию была поставлена техника различного назначения: коммунальный автомобиль Scania-Vabis BLa для Водопроводной службы Санкт-Петербурга, грузовики Scania–Vabis FLa грузоподъёмностью 4 и 5 тонн, а также в 1916 г. пожарный автомобиль Scania-Vabis для работы на территории Великого Княжества Финляндского, входившего в состав Российской Империи.