Тюменцы заметили на железной дороге вагоны с контейнерами для перевозки отработанного ядерного топлива. Их сняли в минувшую субботу — 19 сентября 2020 года — в районе улицы Волгоградской. 72.RU узнали, что везут и опасно ли это.
Обычно так транспортируют опасные грузы с атомных станций, расположенных в центральной России. Везут их в Красноярский край на горно-химический комбинат. Об этом рассказал Дмитрий Горчаков, уральский физик-ядерщик и научный журналист.
— Ядерное топливо выгружают из реактора и после нескольких лет выдержки на атомной станции везут в места хранения и переработки. В одном контейнере может быть до 12 топливных «сборок» общей массой 6 тонн. Конкретно в этом контейнере перевозят топливо реакторов Балаковской, Калининской, Нововоронежской и Ростовской АЭС. А централизованное хранилище и завод по переработке топлива находится в Красноярском крае — это горно-химический комбинат в Железногорске, по пути они и оказались в Тюмени, — объясняет Горчаков.
Горно-химический комбинат в Железногорске когда-то был оружейным заводом, технологии по переработке топлива применяются там со времен Холодной войны. Так что, по словам журналиста, предприятие спрятали в Сибири, да еще и под землей — в недрах горы.
Дмитрий Горчаков отмечает, что опасаться тюменцам нечего. Такие контейнеры устойчивы к внешним воздействиям.
— Конечно, само отработанное топливо очень опасно, но контейнеры — это толстостенные многослойные многотонные конструкции с датчиками и защитными устройствами, рассчитанные на сохранение герметичности даже при авариях. Находиться рядом с контейнером не опасно, хотя специально этого делать не стоит. За всё время транспортировок, а это более полувека, ни в России, ни в мире аварий при перевозке топлива не было. Утащить его сложно (он весит больше 100 тонн), вскрыть без специального оборудования нельзя, а пускать под откос бесполезно — он от этого не пострадает, — уточнил эксперт.
С Дмитрием Горчаковым не согласен председатель группы экологического контроля областной общественной палаты Альберт Фахрутдинов. По его мнению, подобные перевозки несут в себе колоссальную угрозу.
— Мы, общественники-экологи, узнали о регулярной перевозке ядерных отходов через Тюмень, когда изучали рекомендацию разработчиков Генплана по выносу грузовых железнодорожных перевозок из центра города. Это было в 2011 или 2012 году. Тогда предлагалось построить обходную железнодорожную ветку по юго-западной окраине, чтобы через центр ходили только пассажирские составы, а грузовые шли бы в обход. Одним из аргументов необходимости строительства обходной ветки как раз и была перевозка этих опасных отходов. Ведь угроза колоссальная! Мы знаем, что были чрезвычайные случаи, например с химическими грузами на Войновке. Но вместо того чтобы построить обход, железнодорожные перевозки, наоборот, наращивают, и всё это идет через весь город, — посетовал Фахрутдинов.
72.RU обратились за комментарием в пресс-службу СвЖД с вопросами, как часто проходят через Тюмень контейнеры с отработанным ядерным топливом и положена ли охрана такому составу? Ответ ожидается.
Зимой этого года горожан всполошило известие о радиоактивном загрязнении под Тюменью, выяснилось, что «фонил» мусоровоз. А осенью прошлого года тюменка обнаружила на частном подворье радиоактивную капсулу. Выяснилось, что ее еще в 90-х привез отец хозяина дома.