Группа зелёных активистов вновь блокировала движение железнодорожного состава из города Гронау с предприятия Urenco. Как сообщили «Фонтанке» коллеги молодых людей, которые в понедельник 5 октября на альпинистском снаряжении свесились с одной из эстакад в городе Мюнстер по пути следования локомотива, это очередные 600 тонн «урановых хвостов», которые переправляются в Россию из Амстердама. Поезд был блокирован около 14 часов по Москве.
«Пока поезд так и не пошёл. Уже три с половиной часа стоит. Шел с предприятия в Гронау. Снова 600 тонн ОГФУ (обедненный гексафторид урана. — Прим. Ред.). Как мы выяснили, ещё 300 тонн идёт грузовиками», — рассказал «Фонтанке» представитель российского «Гринпис» Рашид Алимов.
Активистам удалось замерить, как меняется радиационный фон во время прохождения поезда без остановок мимо пассажирских платформ. Судя по видео, уровень излучения вырастает в 50 раз.
«Фонтанка» и ранее сообщала о перемещении «урановых хвостов» из Амстердама в Петербург и Ленинградскую область. Владелец сухогруза «Михаил Дудин», который возит ОГФУ из Голландии в Россию, заверял «Фонтанку», что «по этому вопросу самый безопасный порт — порт Санкт-Петербург».
Официальная позиция Росатома — материалы поступают на переработку и будут использованы атомной энергетикой в будущем. В начале 2020 года госкорпорация отчиталась о начале использования «урановых хвостов» в реакторе Белоярской АЭС. Однако экологи утверждают, что уже накопленные в России запасы без постоянного пополнения новыми при современных темпах переработки будут оставаться проблемой для нескольких поколений будущих жителей России. Всего в России накоплено более 1,2 млн тонн ОГФУ. Перевести эти материалы в менее опасное химическое состояние Росатом планирует к 2080 году
В середине июня 2020 года выяснилось, что контракты на ввоз радиоактивных отходов в России будут действовать как минимум до 2023 года. Об этом стало известно из лицензии, которую выдали перевозчикам голландские власти.
По территории России контейнеры с радиоактивными материалами перемещаются синхронно с пассажирскими поездами, при этом маркировка о радиоактивности груза ретушируется.
По данным социологов четверо из пяти россиян (81 %) считают, что заключение контрактов на ввоз в Россию с целью переработки иностранных радиоактивных материалов «не оправдано», так как «деньги рано или поздно будут потрачены, а радиоактивные отходы останутся на нашей территории навсегда».