В своем годовом отчете за финансовый год, завершившийся в марте 2020, глобальный нефтяной трейдер Trafigura характеризует уходящий год как «самый волатильный год в истории танкерной индустрии» и дает «не обнадеживающие» прогнозы на 2021. Как сообщает ТАСС, в числе основных факторов, дестабилизировавших рынок в течение 2020 финансового года и вызвавших резкие скачки цен на нефть, Trafigura называет атаки на перерабатывающий завод в Абкаике в Саудовской Аравии в сентябре 2019, санкции США в отношении танкерного флота китайской судоходной корпорации Cosco и пандемию COVID-19.
Сжатие спроса в результате COVID-19 было настолько внезапным и масштабным, что до рекордных уровней возросли уровни запасов во всем мире, заполнились все наземные мощности для хранения. На нефтяном рынке возникла ситуация контанго. Этот термин означает, что цены на поставки в настоящее время или в ближайшем будущем значительно ниже фьючерсов на более отдаленное будущее. Ситуация породила огромный спрос на использование танкеров в качестве плавучих хранилищ. В результате во втором календарном квартале 2020 прибыли танкеров взлетели до рекордно высокого уровня, а концу третьего снова снизилась до уровня себестоимости.
За период с апреля 2019 по март 2020 контролируемый Trafigura флот увеличился почти на 70%; на пике компания оперировала более 220 собственными и зафрахтованными судами (без учета СПГ танкеров). При этом объем перевозок увеличился очень незначительно по сравнению с 2019 финансовым годом. В течение 2020 ФГ Trafigura продала принадлежавшие ей пакеты акций судовладельцев Frontline и Scorpio Tankers за 374 млн долларов США и планирует до конца декабря вернуть более половины зафрахтованного на сегодняшний день флота судовладельцам, а для доставки своих грузов будет в большей степени опираться на спотовый рынок.
В отчете отмечается, что рынок перевозок нефти и нефтепродуктов на сегодняшний день стремительно трансформируется: на него выходит все больше нефтяных компаний и трейдеров, и они готовы платить значительные премии за тайм-чартер судов для обслуживания своих перевозок. В результате, ставки тайм-чартера превышают ставки на спотовом и форвардном рынке. Также Trafigura прогнозирует, что эта тенденция приведет к сокращению спроса на спотовом рынке.
В целом Trafigura дает «не обнадеживающий» прогноз на следующие 6–12 месяцев. Пессимизм, в основном, обусловлен падением спроса на нефть и продолжающимся сокращением добычи ОПЕК +. С другой стороны, компания ожидает увеличение предложения тоннажа по мере выхода на рынок танкеров, используемых в качестве плавучих хранилищ.