Это давно планировалось и неоднократно заявлялось российскими арктическими разработчиками. 5 января судно Christophe de Margerie отправилось из терминала СПГ Сабетта курсом на восток в направлении китайского порта Далянь. Одиннадцатью днями ранее Николай Зубов ушел из Даляня курсом в Сабетту.
В то время как первый должен прибыть в Китай 26 января, последний должен прибыть в Сабетту 16 января.
Никогда еще два торговых судна не совершали подобных параллельных рейсов по Северному морскому пути в это время года. Ни одно из судов не сопровождается ледоколами.
Эти операции являются частью серии экспериментальных перевозок на удаленных и обледенелых морских путях. В июле прошлого года председатель правления судоходной компании «Совкомфлот» Сергей Франк дал понять, что танкеры ледового класса будут ходить по Северному морскому пути в январе и феврале.
По словам Франка, эксперименты проводятся в сотрудничестве с производителем природного газа «Новатэк» и атомной энергетической компанией «Росатом». Это часть заявки на то, чтобы показать, что маршрут можно использовать и в зимнее время. По словам судовладельцев, в ближайшее время по СМП можно будет ходить до 10 месяцев в году.
В мае 2020 года Совкомфлот отправил свой Christophe de Margerie по маршруту рекордно ранним рейсом, более чем на месяц раньше предыдущего рекорда.
Ранее рейсы через восточную часть СМП в январе 2019 года совершали танкер для конденсата «Борис Соколов» и танкер-газовоз «Ямал-СПГ» «Борис Давыдов». Два корабля шли с востока на запад без ледоколов. В январе 2018 года такой же рейс совершил газовоз «Эдуард Толль».
Танкеры для перевозки природного газа являются частью флота из 15 судов, обслуживающих проект «Ямал СПГ». Они могут перевозить до 70 000 тонн сжиженного природного газа, и все они имеют ледовый класс Arc7, что позволяет им автономно преодолевать до 2,1 метра морского льда.
Флот газовозов играет важную роль в резком росте судоходства в российской Арктике. В 2020 году по Северному морскому пути было отправлено более 32 миллионов тонн грузов, по сравнению с 2019 годом, когда объем составлял 31,5 миллиона тонн.
Львиная доля товаров — СПГ.
К 2024 году Россия намерена увеличить объемы перевозок по СМП до 80 миллионов тонн, а к 2035 году — до 130 миллионов тонн.