← Негабаритные и опасные грузы

Пришедший по Севморпути в феврале из Азии газовоз уже идет в Европу с СПГ

Совершив в январе—феврале круговой переход Ямал-Азия-Ямал по Севморпути, танкер СПГ «Кристоф де Маржери» уже везет груз сжиженного газа с Ямала в бельгийский Зеебрюгге. В январе газовоз впервые в истории отправился в Азию по Северному морскому пути. В феврале вернулся в сопровождении ледокола. И простоял на «Ямал СПГ» всего двое суток, после чего взял курс уже на Европу, куда через два дня доставит партию российского сжиженного газа.

По данным навигационного портала Marinetraffic, танкер СПГ «Кристоф де Маржери» прошел за шесть дней почти полторы тысячи миль из порта Сабетта на Ямале в сторону Европы и 28 февраля планирует прибыть в бельгийский Зеебрюгге. Там находится терминал по перегрузке СПГ, где разгружаются газовозы «Ямал СПГ». По данным McKinsey, в 2020 году в Бельгии перегрузили 3,9 млн тонн СПГ. Это — 22% фактической мощности «Ямал СПГ».

Сейчас танкер СПГ идет мимо берегов Норвегии. Общий путь газовоза «Кристоф де Маржери» в Зеебрюгге займет неделю. При этом в феврале танкер СПГ уже успел совершить обратный переход по Севморпути из Азии на Ямал и всего в феврале газовоз пройдет 8 тыс. миль или треть окружности Земли.

Как сообщало EADaily , 19 февраля танкер СПГ «Кристоф де Маржери» прибыл в порт Сабетта на Ямале. Газовоз завершил круговой рейс в китайский Яньцзы, куда доставил около 100 млн кубометров газа в виде СПГ. Впервые в январе и феврале танкер СПГ прошел в обе стороны по Северному морскому пути и сократил общее время в пути с десяти до шести недель.

Сроки доставки российского СПГ в Китай этой зимой имели значение. Из-за продолжительных морозов в стране начали испытывать дефицит топлива, а цены на спотовый газ в Северо-Восточной Азии взлетали до $ 1 300 за тысячу кубометров. В то же время для доставки американского СПГ не хватало танкеров, а из-за пробок в Панамском проливе сроки поставки из США увеличивались с четырех до пяти-шести недель.

Из-за ледовой обстановки газовоз возвращался обратно в сопровождении ледокола и «работал» кормой. «Наибольшее затруднение для судна представляли ледовые сжатия и торосистые участки в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, для преодоления которых судно осуществляло движение кормой вперед (около 10% времени следования по СМП)», — докладывал по видеосвязи в ходе рабочего совещания капитан газовоза «Кристоф де Маржери» Сергей Гень. Его проводил зампредседателя правительства и полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев.

Капитан ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов оценивал ледовые условия как средние: «Максимальная толщина льда на маршруте движения каравана достигает до 1,5 метра. Встречаются обширные торосистые участки. Несмотря на это, караван уверенно продолжает движение в акватории Севморпути в направлении порта Сабетта. Средняя скорость с начала проводки — 7 узлов».

Глава «Новатэка» Леонид Михельсон заявлял, что до конца 2022 года в эксплуатацию должны сдать два новых атомных ледокола типа ЛК-60 и они обеспечат круглогодичную поставку сжиженного газа с действующего проекта «Ямал СПГ» и будущего «Арктик СПГ-2» в Азию. Тем более что вместе с запуском проекта, первая очередь которого запланирована на начало 2023 года, флот газовозов арктического класса будет пополняться и к 2025 году пополнится еще 18 арктическими газовозами.