← ИТ в логистике, бухгалтерия

Россия разрабатывает требования к автономным надводным судам

Российский морской регистр судоходства (РС) подготовил проект требований к морским автономным и дистанционно управляемым надводным судам (МАНС), к их системам и обеспечивающей их движение инфраструктуре. Соответствующие материалы опубликованы в официальном научно-техническом сборнике.

В материалах отмечается, что специалисты начали работу над данным проектом в 2019 году. Актуальность обусловлена стремительным развитием технических возможностей дистанционного и автоматического управления судовыми системами и судами в целом.

«В результате были определены принципы и подходы к разработке проекта требований РС для нового типа судов, которые будут обладать: большей грузоподъемностью (за счет объемов, необходимых для жизнедеятельности экипажа); более низкими эксплуатационными расходами (за счет снижения расходов на экипаж), пониженной аварийностью (из-за отсутствия человеческого фактора, приводящего к ошибкам); измененными набором, составом и компоновкой традиционных систем судна (в связи с отсутствием возможности проводить ремонт на переходе из-за отсутствия экипажа)», - говорится в документе.

Согласно опубликованным требованиям Российского морского регистра судоходства к автономным судам и их системам, область применения автономных судов предложено пока ограничить грузовыми судами (грузовое судно — любое судно, не являющееся пассажирским). Также предлагается присвоить новый знак символ класса, это повысит требования к объему и глубине оценки для получения одобрения классификационного общества.

Специалисты предлагают участвовать Регистру морского судоходства в процессе проектирования автономных судов. «Идея применить этот принцип исходит из желания максимально сократить время на разработку и сертификацию новой технологии. Имея в виду инерционность процесса, представляется целесообразным как можно более активное участие РС в проектировании ... Возможно, что рекомендации по привлечению РС в процесс проектирования, не только будут способствовать ускорению и повышению качества оценки, но и будут дополнительным конкурентным преимуществом РС на рынке классификационной деятельности», - отмечается в документе.

Регистр судоходств также определил требования к системам автономного судна, в основу которых положено представление о пяти основных модулях системы управления:

  1. модуле определения (и при необходимости отображения) положения целей вокруг собственного судна. Определение производится на базе данных оптического, акустического, радиолокационного наблюдения, а также на базе поступающих данных от систем идентификации окружающих судов, центра управления;
  2. модуле определения положения собственного судна на основе оптического, радиолокационного, спутникового наблюдения (и при необходимости отображения), а также данных, поступающих от разграничивающей движение разметки и центра управления;
  3. модуле определения параметров корпуса и его положения (осадки, крена, дифферента);
  4. модуле прогнозирования и безопасного расхождения судов;
  5. модуле управления упорами, входящего в систему искусственного интеллекта энергетической установки, обеспечивающего маневрирование.

«Все основные модули системы автономного и дистанционно управляемого и судна в перспективе должны обеспечиваться глобальной, непрерывной, устойчивой, защищенной и автоматической связью для цифрового обмена данными (при сохранении существующих и не выведенных из эксплуатации коммуникационных технологий)», - подчеркивается в документе.

В настоящее время в России ведутся несколько проектов по беспилотным судам: опытно-конструкторские работы (ОКР) «Искатель», ОКР «Аркадак», ОКР «Свислочь», проектов «Lookout — Smart Vessel» и «БП-морфометр». Также разработан проект дорожной карты «Маринет» НТИ «Создание технологической платформы для разработки технологий безэкипажного судовождения (БЭС) методом компьютерного моделирования в виртуальной среде».