Идея оперативного контроля технического состояния правильная, однако она требует корректировок. Так заявил РБК координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов, комментируя проект постановления МВД о новом «перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». О проекте ранее писала газета «Коммерсантъ».
Согласно проекту, штраф может грозить водителю, если тот использует шипованные шины летом и летнюю резину зимой. Кроме того, основанием для штрафа могут стать отсутствующие или неработающие фароочистители и автокорректоры уровня фар, отсутствие противосолнечных козырьков и подушек безопасности и наличие закрывающих обзор «предметов».
По словам Шкуматова, проект ГИБДД ссылается на два «абсурдных» документа: нормы технического состояния автомобиля, которые не менялись с 1993 года, и технический регламент Таможенного союза, который распространил требования к новым автомобилям на старые автомобили.
Шкуматов призвал актуализировать требования к техническому состоянию автомобилей. Кроме того, по его словам, «технические регламенты нужно отменять для тех, кто эксплуатирует автомобили, и применять его только для производителей». Если это сделать, то предложения ГИБДД будут направленны на повышение безопасности дорожного движения.
В противном случае, по словам Шкуматова, 100% автомобилистов станут нарушителями, поскольку будут запрещены аксессуары, которые крепятся к лобовому стеклу: транспондеры, присоски, видеорегистраторы, кроме тех, которые в зеркале.
Запрет прикреплять предметы на лобовое стекло — избыточная мера, поскольку нет статистики о количестве связанных с этим аварий. Об этом сообщил РБК заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России, вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов.
«Все-таки не надо делать из водителей идиотов. Все они проходили медицинскую комиссию и вешают предметы там, где они действительно не мешают», — сказал он.
При этом Холодов назвал правильным проверку технического состояния автомобиля. Однако он отметил, что этим следует заниматься при техосмотре, этим не должны заниматься сотрудники ГИБДД. «Все равно будут какие-то акции, рейды, охота на ведьм. Этот путь приведет к социальным конфликтам, а не к повышению безопасности дорожного движения», — считает Холодов.
Комментируя возможный штраф за использование шипованной шины летом, а летней зимой, Холодов сослался на различие климатических зон в России. «Если мы представим человека, который на своей машине поехал из Мурманска в Крым, особенно в межсезонье, то получается, ему придется везти с собой второй комплект резины и переобуваться на границе каких-нибудь регионов», — сказал он.
Холодов отметил, что идея ГИБДД о штрафах за использование зимней резины летом может быть связана с тем, что шипы могут изнашивать верхний слой асфальта.
Большинство новых запретов взято из техрегламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 2011 года. При выявлении нарушения из этого списка инспектор будет оформлять протокол по ст. 12.5 КоАП, которая предусматривает наказание от штрафа в размере 500 руб. до лишения прав.