Субсидирование перевозки овощей на Дальний Восток железнодорожным транспортом не позволяет обеспечить потребности региона из-за долгих сроков доставки и рисков порчи продукции, уверены в Национальном плодоовощном союзе. Для исправления ситуации участники рынка предложили Совету федерации ввести субсидии для транспортировки овощей автомобилями. Перевозчики уверены, что действующая субсидия достаточно востребована, а новая мера потребует разработки отдельных правил и выделения дополнительных средств.
Национальный плодоовощной союз предложил заменить субсидирование железнодорожных перевозок овощей в регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО) на автомобильные. Об этом говорится в письме объединения председателю комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексею Майорову. Как пояснил директор союза Михаил Глушков, производители овощей закрытого грунта не используют перевозки вагонами из-за очереди на рефрижераторные контейнеры, сроков доставки до трех недель, а также необходимости многократной перевалки, что приводит к порче продукции.
По словам Михаила Глушкова, сейчас в ДФО собственное производство овощей закрытого грунта обеспечивает только 28% потребностей: в 2020 году выпуск томатов и огурцов там вырос на 14%, до 27,6 тыс. тонн. А так как поставки из регионов-производителей экономически невыгодны, регионы ДФО вынуждены импортировать овощи, в основном из Китая, говорит господин Глушков. Представитель калужского «Агро-Инвест» (бренд «Мое лето») подтверждает, что железнодорожный транспорт неудобен для товаров с коротким сроком хранения, а авиаперевозки значительно увеличат себестоимость. Компания готова возить овощи в ДФО, но для этого необходима поддержка, чтобы сделать поставки экономически выгодными, а продукцию доступной, отмечают там.
По словам Михаила Глушкова, решить проблему с доступностью овощей в ДФО в долгосрочной перспективе может строительство современных теплиц. С 2022 года в регионах начнется выдача субсидий на компенсацию 20% капитальных затрат по этому направлению, но исходя из оценки инвестиций от 2016 года — в 230 млн руб. за 1 га. Плодоовощной союз предлагает повысить максимальную стоимость в программе до 396,2 млн руб. за 1 га, учитывая подорожание металла и стекла. Президент АПХ «ЭКО-Культура» Александр Рудаков поясняет, что в северных регионах производители сталкиваются с высокими ценами на энергоносители и газ, что негативно влияет на себестоимость продукции. По оценкам плодоовощного союза, при актуализации параметров господдержки в ДФО может быть построено три-пять новых тепличных комплексов, которые могут не только насытить внутренний рынок регионов, но и начать экспорт.
В Совете федерации комментарий не предоставили. В Минвостокразвития заявили, что готовы совместно с Минсельхозом рассмотреть предложения, но к ним пока не поступало обращений по поводу трудностей с поставками овощей железнодорожным транспортом в ДФО. В ОАО РЖД инициативу не комментируют. Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что все субсидии на перевозку на этот год выбраны. Член совета Ассоциации организаций продуктового сектора Антон Востриков добавляет, что зимой производители активно используют рефрижераторные контейнеры для перевозки овощей в ДФО, так что в Новосибирске, где собирается товар, наблюдается их дефицит.
В Минсельхозе рассказали, что за январь—июнь этого года в ДФО перевезли 12 тыс. тонн овощей железнодорожным транспортом, что в два раза больше, чем годом ранее. Для субсидирования автомобильных перевозок потребуется разработка отдельных правил и выделение дополнительных средств, указывают там. В случае поступления соответствующего финансово-экономического обоснования Минсельхоз рассмотрит предложение в установленном порядке. Комментировать предложения по актуализации цен в программе субсидирования части капитальных затрат в Минсельхозе и Минвостокразвития не стали.