По данным компании JLL, объём сделок на складском рынке Европы по итогам первой половины 2021 года достиг рекордных 14,8 млн кв. м.
Россия занимает 6-е место среди европейских рынков как по объему спроса на склады, так и по активности их строительства. С результатом 1,4 млн кв. м закрытых за полугодие сделок (+45% год к году) она следует за Германией, Великобританией, Нидерландами, Польшей и Испанией.
«По нашей оценке, в России строится 2,1 млн кв. м складских проектов, из которых 2/3 сконцентрированы в столичном регионе, – говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.
– В отличие от других стран Европы, российский рынок развивается географически неравномерно: и спрос, и предложение складов сконцентрированы в одном регионе – столичном. В результате по объему сделок и нового строительства Москва и область занимают 1-е место в Европе с показателями 1,3 и 1,5 млн кв. м соответственно».
Стоит отметить, что Санкт-Петербург также входит в европейский топ по объему будущего строительства: при заявленных 650 тыс. кв. м складов город занимает 4-е место. Это обеспечивается рядом крупных проектов, реализуемых под e-commerce.
«Мы видим рекордный спрос на складскую недвижимость, который только в Московском регионе превзойдет 2-2,2 млн кв. м по итогам 2021 года, а в целом по России приблизится к 3,5-4 млн кв. м, – комментирует Евгений Бумагин, руководитель отдела складских и индустриальных помещений компании JLL.
– Этот спрос во многом формируется благодаря онлайн-ритейлу, и для игроков этого сектора критически важными являются скорость и точность выполнения заказов и обработки возвратов».
Согласно исследованию JLL, e-commerce продолжит стимулировать спрос на логистику: 71% респондентов ожидают значительного увеличения объема сделок с участием сектора онлайн-торговли.
В то же время эксперты предсказывают рост спроса и со стороны других сфер, в частности экспресс-доставки и доставки посылок, 3PL, здравоохранения и биомедицины, строительства. В отличие от глобального тренда, в России также ожидается высокая активность со стороны традиционных ритейлеров.