Реализация первого этапа Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года не обеспечила повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по отношению к другим видам и не создала условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов на водный, следует из отчета Счетной палаты (СП), опубликованного во вторник.
Как показала проверка ведомства, задачи первого этапа Стратегии (до 2020 года) остались не выполнены, а потенциал российских внутренних водных путей пока используется не в полном объеме.
«Одна из причин низких объемов речных перевозок – ухудшение качественных параметров внутренних водных путей, в том числе на участках Единой глубоководной системы европейской части России, соединяющей Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря», – сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. По его словам, для комплексного решения этой проблемы первый этап Стратегии предусматривал реализацию крупных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе планировалось построить два гидроузла – Нижегородский на Волге и Багаевский на Дону. Однако эти проекты не были завершены.
В сообщении СП уточняется, что проект по Нижегородскому гидроузлу не прошел госэкспертизу, госконтракт на его строительство был расторгнут, а компания-проектировщик признана банкротом. Из потраченных на его проектировку 1,2 млрд рублей 375 млн были возвращены в федеральный бюджет, остальная часть суммы израсходована без достижения результата. По Багаевскому гидроузлу не были выполнены в срок подготовительные работы, что привело к удорожанию проекта почти на 8 млрд рублей и переносу срока его реализации. Кроме того, не реализован ряд комплексных проектов реконструкции гидроузлов.
«Все это оказало негативное влияние на уровень инвестиционной привлекательности объектов инфраструктуры, объемы перевозок грузов и грузооборота на внутреннем водном транспорте, развитие туристических круизных перевозок», - подчеркивается в сообщении СП.
Так, на первом этапе Стратегии планировалось создать на условиях государственно-частного партнерства два-три модальных терминала, соединяющих сети железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, и шесть контейнерных линий для оптимизации распределения грузопотоков и развития смешанных перевозок. Эти планы также остались не реализованы.
«К моменту окончания первого этапа Стратегии развития ВВТ объем речных грузоперевозок, в том числе транзитных и в заграничном направлении, сократился с 118,6 в 2017 году до 109 млн тонн в 2020 году, грузооборот упал с 67,3 до 64,3 млрд тонн», – констатировал аудитор.
Счетная палата также обратила внимание на проблемы с обеспечением безопасности транспорта, на низкий уровень планирования и исполнения бюджетных средств.
Присутствующий на Коллегии глава Росморречфлота Андрей Лаврищев согласился с замечаниями Счетной палаты и рассказал о мерах, которые уже принимаются для их устранения. В частности, по Багаевскому гидроузлу прошел конкурс, победитель определен. Срок создания объекта – конец 2024 года. «Проблема «узкого места» в районе Нижнего Новгорода будет решена иным путем. Там также проведен конкурс и определен победитель. Конец завершения работ – декабрь 2024 года», - уточнил Лаврищев.