Вступающий в силу в декабре новый пакет санкций ЕС против РФ рискует лишить датских лоцманов возможности проводить через местные сложные проливы российские танкеры с нефтью. Эксперты опасаются, что это негативно отразится на безопасности судоходства в Балтийском и Северном морях, вплоть до аварий с потенциальным разливом нефти.
Морское управление Дании (Danish Maritime Authority, DMA) сообщило Financial Times (FT), что опасается за безопасность морских перевозок и видит угрозу окружающей среде, если из-за новых санкций ЕС против России будет нарушен порядок работы датских лоцманов на российских танкерах.
В соответствии с договором о судоходстве, подписанным в Копенгагене еще в 1857 году, все иностранные суда могут проходить через проливы в датских территориальных водах. Дания обязана обеспечивать доступность услуг местных лоцманов. В свою очередь, Международная морская организация (International Maritime Organisation, IMO) рекомендует, но не обязывает использовать датских лоцманов при прохождении иностранных судов через проливы.
«Несоблюдение правил и рекомендаций IMO может нанести не только экологический ущерб датским территориальным водам. Это также поставит под угрозу безопасность навигации и членов экипажей на борту таких судов»,— сообщили в DMA в ответ на запрос FT о ситуации с датскими лоцманами и новым пакетом санкций против России, который вступает в силу 5 декабря.
Среди новых санкций ожидается запрет на поставки российской нефти в ЕС.
По данным FT, «некоторые участники рынка опасаются, что новые санкции могут осложнить и даже сделать невозможными использование датских лоцманов на российских судах». Отвечая на запрос FT, датское морское ведомство призвало «международный сектор морских грузоперевозок продолжать придерживаться всех правил и рекомендаций IMO».
Как отмечает Bloomberg, при транспортировке российской нефти судами по морю из балтийских портов миновать датские проливы невозможно. По данным агентства, за последние два года танкеры перевезли через эти проливы почти 2 млрд баррелей нефти. Два источника в датском морском управлении выразили в разговоре с агентством надежду на то, что в новых санкциях будут сделаны соответствующие поправки, касающиеся провода судов через пролив до более безопасных мест.
В свою очередь, аналитик по нефтяному рынку в исследовательской компании Kpler Виктор Катона заявил FT, что решение проблемы должно быть найдено: «Те 1,5 млн баррелей нефти, которые в среднем за день проходят через проливы, составляют ощутимую часть мирового спроса. Если что-то случится, цены на нефть вновь подпрыгнут. А этому никто не будет рад».