← Таможня и ВЭД

Новые метанольные проекты в России могут заморозить из-за проблем с экспортом

В России начинают останавливаться крупнейшие производства метанола. Уже частично остановлены мощности «Томск Газпрома», «Щекиноазота», «Метафракса». В частности, «Томет» работает с загрузкой менее 30%, пишет «Коммерсант». Мощности завода по метанолу составляют 900 тыс. тонн в год. «Томет» находится под конкурсным управлением в рамках процедуры банкротства. Предприятие технологически связано с площадкой «Тольяттиазота», который в прошлом году вошел в состав «Уралхима».

В России метанол, который является одним из первых переделов природного газа, производят девять компаний. Их суммарные мощности оцениваются в 4,5 млн тонн в год, экспорт составляет около 2 млн тонн. В 2021 году этот сектор активно рос на фоне высоких мировых цен, и некоторые компании («Щекиноазот», «Метафракс») расширяли мощности. Мировой рынок, по оценке E&Y, составляет около 85 млн тонн, около половины которых перерабатывается в Китае. К 2025 году глобальные объемы производства метанола могут вырасти до 110–120 млн тонн.

Российские компании планировали активно увеличивать производство. Так, около 1 млн тонн в год планировалось производить в рамках Находкинского завода минеральных удобрений. Запуск производства метанола запланирован на 2023 год. Изначально завод принадлежал Аркадию Ротенбергу, но затем развитием проекта занялся его партнер Артем Оболенский.

Еще 1,7 млн тонн в год планировал выпускать «Еврохим» на своей площадке в Кингисеппе (Ленинградская область). Помимо этого завод по производству метанола на 1,8 млн тонн в Усть-Луге в 2023 году собирался запускать «Русхим» экс-депутата Госдумы Виталия Южилина. Аналогичный проект на 1,7 млн тонн планировала «Балтийская газохимическая компания». Ее владельцем является фирма «Балтийский метанол» Ильи Трабера и Владимира Круглова.

При этом основные объемы экспорта из России шли в Европу. Уже в марте с поставками стали возникать проблемы, так как они велись через иностранные порты (ключевой из них — в Финляндии). При этом формально метанол не попал под санкции Евросоюза. Российские морские отгрузки через Усть-Лугу были ограничены мощностями по перевалке. Внутреннее потребление метанола, поясняют собеседники издания, росло в 2021 году, например, за счет роста переработки на «Нижнекамскнефтехиме». Но в 2022 году потребление начало снижаться, не обеспечивая спрос на выпускаемые объемы.

Сейчас компании стараются продать максимальные объемы в Китай даже по минимальной цене, чтобы не допустить полной остановки производства. Дело в том, что мощности для хранения ограничены, а перезапуск производства — затратное мероприятие. Но в Китае тоже слабый спрос на фоне очередных локдаунов, что давит на стоимость метанола. При этом нетбэки (цены реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя) у российских компаний низкие из-за выросшего транспортного плеча.