12 октября 1982 года на орбиту Земли выведен первый космический аппарат серии «Глонасс» («Космос-1413»). Этим запуском был дан старт созданию отечественной орбитальной группировки глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
В 70-е годы в СССР в ряде ведущих НИИ и КБ, в том числе и ЦНИИмаш, проводились крупномасштабные теоретические, экспериментальные и конструкторские работы по созданию космической навигационной системы второго поколения, получившей впоследствии название ГЛОНАСС и воплотившей в себе идею непрерывной и одномоментной спутниковой навигации. После проведения широкомасштабных теоретических, проектных, конструкторских и экспериментальных работ по созданию элементов системы началось её планомерное развёртывание.
Развёртывание системы продолжилось с темпом 1-2 запуска в год и к концу 1988 года на орбите находились уже шесть спутников. Опытная эксплуатация системы начата в 1993 году. В 1996 году орбитальная группировка ГЛОНАСС была развёрнута до штатного состава из 24 спутников – такое количество нужно для полного покрытия Земли, но на деле спутников больше. В настоящее время группировка состоит в основном из космических аппаратов поколения «Глонасс-М» и КА нового поколения «Глонасс-К» (сделанных полностью в России).
Идея и методы спутниковой навигации основаны на использовании в качестве ориентиров в пространстве искусственных спутников Земли с известными в любой момент времени координатами и скоростью. Первое обоснованное предложение об использовании спутников для навигации родилось в Ленинграде ещё до запуска первого спутника Земли в коллективе, возглавляемом профессором В.С. Шебшаевичем, в Ленинградской военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф. Можайского в 1957 году при исследовании возможностей применения радиоастрономических методов для самолётовождения. Дальнейшие исследования позволили перейти в 1963 году к опытно-конструкторским работам над первой отечественной низкоорбитальной системой, получившей в дальнейшем название «Цикада».
ГЛОНАСС даёт возможность получать высокоточную координатную информацию (независимо от метеорологических условий) огромного числа объектов, в том числе воздушного, водного и наземного транспорта. Также данные системы ГЛОНАСС используют для уточнения и обновления земельного, городского кадастра.