Причиной остановки добычи на «Сахалине-1» стал отказ оператора проекта Exxon Neftegas Limited, структуры американской ExxonMobil, отгружать нефть в танкеры «Совкомфлота», после того как в результате мартовских санкций те лишились покрытия от западных страховщиков, выяснил «Коммерсант».
В той ситуации «Совкомфлот» привлек российского страховщика, но оператора это не устроило. По мнению экспертов, ExxonMobil «не захотела вступать в зону неопределенности», работая с российскими страховщиками. В результате мощности резервуаров для добытой нефти в порту Де-Кастри были заняты полностью уже к маю, и отгрузка с проекта прекратилась.
При этом отгрузки с соседнего проекта «Сахалин-2», где транспортировкой также занимается «Совкомфлот», в полностью аналогичной ситуации продолжились.
В октябре управление проектом перешло от ExxonMobil к «Роснефти». На сегодня сахалинские власти оценивают недополученные доходы местного бюджета от остановки «Сахалина-1» в 38 млрд руб в 2022 году.
Напомним, 7 октября президент РФ Владимир Путин подписал указ, а правительство РФ для его исполнения создало ООО «Сахалин-1»: компания с уставным капиталом в 10 тыс. руб. зарегистрирована в Южно-Сахалинске. Указ предусматривает создание нового оператора проекта «Сахалин-1» и передачу ему всех предусмотренных СРП прав и обязанностей консорциума инвесторов, а также прежнего оператора — Exxon Neftegas Limited.
В ООО «Сахалин-1» 11,5% получает АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» (пропорционально доле в СРП) и 8,5% — АО «РН-Астра». Правительство Российской Федерации не является учредителем нового ООО. Доля иностранных участников (80%) при регистрации будет находиться на балансе самого ООО. Зарубежные компании должны в месячный срок подтвердить согласие получить пропорциональную долю в новом операторе.