Петербургское АО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (ЦНИИМФ) по заказу госкорпорации по атомной энергии «Росатом» оценит перспективы рынка перевозок крупногабаритных грузов полупогружными судами и целесообразность их строительства в России. Предварительные оценки свидетельствуют о потребности страны в таких судах, считают участники рынка.
Техническое задание к договору предполагает оценку и анализ рынка перевозок сверхтяжелых и негабаритных грузов полупогружными судами, а также технико-экономическое обоснование их строительства и эксплуатации в России. ЦНИИМФ должен будет просчитать спрос и предложение на перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов полупогружными судами, спрогнозировать этот рынок с учетом санкционных ограничений и оценить экономическую эффективность эксплуатации судов этого типа вплоть до 2040 года.
«Росатом» также включил в техзадание расчет капитальных затрат на создание полупогружных судов с определенными характеристиками, позволяющими перевозить на открытой палубе генеральные и крупногабаритные грузы. Погрузка и разгрузка судна должна осуществляться как традиционным способом, так и способом самостоятельного погружения и всплытия для приема и транспортировки на своей палубе других судов и плавающих объектов. Судно должно обеспечивать транспортировку буровых нефтяных платформ, плавучих энергоблоков, атомных подводных лодок, кораблей и судов, прочих крупногабаритных грузов.
По словам директора по судостроению АО «Атомэнергомаш» (предприятие «Росатома») Владимира Аптекарева, в настоящее время собственных судов такого типа в России нет, а фрахт судов под флагами других государств затруднен. «Необходимость в перевозке плавучих энергоблоков, буровых платформ и иного тяжелого оборудования с развитием проектов ТЭК в российской арктической зоне увеличивается. Судно может стать важной частью морской и логистической инфраструктуры в нашей стране»,— считает господин Аптекарев (цитата по ТАСС). В 2021 году «Атомэнергомаш» разработал концепции полупогружных судов ледовых классов Arc5 и Arc7 для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов в арктических условиях, а также высокоспециализированного судна для перевозки плавучих атомных энергоблоков.
Заместитель генерального директора «ЦНИИМФ» Александр Буянов также подтвердил «Ъ-СПб» принципиальную потребность страны в создании полупогружных судов. «Первостепенная задача — транспортировка в Певек плавучих энергоблоков для обеспечения электроэнергией Баимского ГОКа, и использование полупогружных судов — практически единственный вариант, имеющий ряд преимуществ перед буксировкой готового энергоблока вокруг всей Европы». Господин Буянов также отметил, что говорить о целом флоте таких судов преждевременно: «Тут одно бы построить». Он также уточнил, что институт еще не подписал договор на выполнение оценки и анализа рынка ППС, а сами работы могут занять около пяти месяцев и будут завершены в 2023 году.
Год назад «Атомэнергомаш» заключил с «Атомфлотом» контракт на поставку четырех модернизированных плавучих энергоблоков общей стоимостью 190 млрд рублей для Баимского ГОКа на Чукотке. Завершить поставку планировалось до 31 июля 2031 года, два первых энергоблока должны передать заказчику до конца 2026 года, третий — до конца 2027 года.