← Логистика, грузы

МТК «Север — Юг» и морская линия из КНР в Петербург помогут разгрузить восточное направление

Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» и морская контейнерная линия из Китая в Санкт-Петербург помогут оптимизировать логистику, разгрузив дальневосточное направление. Такое мнение в ходе XXXI Пленарного заседания Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам высказала директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.

По словам эксперта, у традиционного маршрута Владивосток — Екатеринбург — Санкт-Петербург имеется ряд проблем: острый дефицит провозной способности Восточного железнодорожного полигона, превышение импорта над экспортом, необходимость перевозки порожних фитинговых платформ, простой судов на рейде из-за перегруженности портовой инфраструктуры. В транспортно-логистических центрах при этом растет число порожних контейнеров на складах. Выходом из этой ситуации может стать задействование МТК «Север — Юг» через иранский порт Бендер-Аббас. Движение груза по данному маршруту из Китая в Санкт-Петербург занимает 49-59 суток (при 40-45 сутках по традиционному маршруту), однако позволит высвободить дефицитную провозную способность Восточного полигона для экспортных грузов, оптимизировать логистику порожних и груженых контейнеров, а также содействовать развитию МТК «Север — Юг», сокращая операционные потери за счет роста объемов перевозок.

Еще одна перспективная возможность — это организация контейнерной линии Шанхай — Санкт-Петербург, которая по времени равнозначна традиционному маршруту, однако предполагает меньшее количество перегрузок, прохождения границ и способствует разгрузке дальневосточного направления, одновременно увеличивая загрузку профицитных контейнерных мощностей в Санкт-Петербурге.

«Потенциал данного коридора («Север — Юг» — прим. ред.) недооценен, он очень большой, поскольку мы видим, что основные точки погашения грузопотоков контейнерной логистики — это Санкт-Петербург, московский узел и Екатеринбург. Уже сейчас простой судов в ожидании разгрузки составляет более 13-14 суток (и это касается не только контейнеров, но и в принципе всех судов), что приводит к большой нагрузке на экономику и на железные дороги, которая будет усиливаться. Поэтому, сравнивая традиционный и новый маршруты, мы видим, что потенциал Deep Sea и использования порта Бендер-Аббас позволит оптимизировать логистику», — считает Ирина Ольховская.

Кроме того, эксперт упомянула еще один потенциальный маршрут, предполагающий доставку автокомплектующих в Узбекистан. «Потенциал очень хороший. Да, придется реализовать мультимодальную логистику, но текущая ситуация просто вынуждает искать оптимальные пути», — сказала Ирина Ольховская.

Напомним, к 2030 году ожидается рост объема российских грузов по коридору «Север — Юг» почти в два раза — с текущих 17 млн до 32 млн тонн. Так, в Бакинской декларации от 9 сентября 2022 года отмечено, что к 2030 году провозная мощность западного маршрута этого коридора с текущих 9 млн тонн должна быть увеличена до уровня не менее 15 млн тонн.