Внутренние грузоперевозки в прошлом году в Беларуси увеличились почти в двое. Экспортные грузоперевозки выросли в полтора раза, а импортные остались на уровне 2021-го года.
По данным Биржи автоперевозок ATI.SU, которыми биржа поделилась с Thinktanks.by, спрос на грузоперевозки по территории Беларуси за 2022-ой вырос на 90%. При этом рост заметно ускорился во второй половине года. Если говорить о конкретных регионах, то выделяются перевозки из Брестской области – здесь, по сравнению с 2021, рост составил 187%.
“Такой всплеск перевозок на внутреннем рынке в целом и в Брестской области, в частности, обусловлен тем, что работать со странами Евросоюза теперь можно практически только по схемам перегруза и перецепа. То есть перевозчики везут груз от границы – по территории Беларуси. И фактически получается, что внутренние перевозки заменяют импортные. А Брестская область – это приграничная зона, где и происходит перецеп и перегруз”, – комментирует директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.
Перевозки из других стран в Беларусь выросли на 9%. При этом на протяжении года ситуация была неравномерной. Рост спроса в начале года сменился весенне-летним спадом, однако в конце года перевозки снова стали набирать обороты. Ставки же на импорт росли довольно стабильно на протяжении всего 2022-го (+30% по итогам года). В то же время, цены на внутренние перевозки подросли не так внушительно – на 18%, а на экспортные еще меньше – на 14%.
Показательно, что спрос на перевозки из России оставался стабильным в течение всего года. Но на других направлениях заметен существенный прогресс. Заметно выросло количество заявок на перевозки из Казахстана, Турции, Узбекистана и Армении.
Если говорить об экспорте, то здесь отмечается положительная динамика – количество заявок на перевозки выросло на 41% по сравнению с 2021-ым.
“При этом картина также была нестабильной: если в первой половине года мы наблюдали снижение, то уже с начала лета начался практически двукратный рост. Отсюда можно сделать вывод, что перевозчики довольно быстро приспособились к ограничениям на европейских границах и активно стали осваивать новые маршруты”, – говорит Татьяна Солдатенко.
Что касается конкретных европейских направлений, то спрос сократился на перевозки практически во все страны Евросоюза, за исключением Литвы, Италии и Венгрии – там объемы остались приблизительно на уровне 2021-го.
“Любопытно, что подросли перевозки в Сербию – +55%, которая, напомним, не входит в Евросоюз. При этом ставки на европейском направлении, заметно выросли – вероятно, это компенсация за трудности на границах”, – отмечает директор компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяна Солдатенко.
Потери спроса на перевозки по европейским маршрутам компенсировали другие направления. Количество заявок на перевозки в Россию за год выросло на 34%, в Казахстан – на 50%. Еще более резкий рост продемонстрировали относительно новые для нашей страны маршруты. Так, спрос на доставку грузов в Армению подрос почти в 2 раза, в Узбекистан в – 3 раза, в Грузию – в 4.
Любопытны и изменения по категориям грузов. Так, по данным Биржи автоперевозок ATI.SU, на внутренних маршрутах особенно внушительный рост показали перевозки бытовой техники, труб, мебели, пиломатериалов, оборудования, запчастей, металла.
В экспорте приблизительно в 3,5 раза выросли перевозки газосиликатных блоков, металлопроката, утеплителя, примерно в 3 раза – пиломатериалов и бытовой химии. Поставки овощей упали в 1,5 раза.
В Беларусь стали больше везти зерна и семян – почти в 3 раза, безалкогольных напитков – почти в 2, металлопроката и продуктов питания – примерно в 1,5 раза. Больше всего сократились поставки в страну пластика, труб, пиломатериалов и кондитерских изделий – их возить стали меньше в 1,5 раза.