Головной универсальный атомный ледокол (ГУАЛ) «Арктика» завершил проводку газовоза «Борис Вилькицкий» через наиболее сложные участки Северного морского пути (СМП). Атомоход взял танкер под проводку 14 января в восточной части Восточно-Сибирского моря, 21 января привел его в район острова Белый в Карском море, сообщает пресс-служба ФГБУ «ГлавСевморпуть» (входит в госкорпорацию «Росатом»).
Ранее, 6 января 2023 года, севернее Новосибирских островов, в восточной части моря Лаптевых ГУАЛ «Арктика» взял под проводку газовоз «Владимир Воронин», завершив ее 9 января в районе острова Русский в Карском море.
Атомоход ФГУП «Атомфлот» обеспечил судам безопасное прохождение наиболее сложных участков акватории Северного морского пути: моря Лаптевых и пролива Бориса Вилькицкого. Несмотря на тяжелые ледовые условия, средняя скорость ледокольных проводок составила около 10 узлов. В море Лаптевых, в проливе Бориса Вилькицкого и в восточной части Карского моря толщина льда составила от 70 см до 1,5 м.
В настоящее время ГУАЛ «Арктика» обеспечивает ледокольное сопровождение судов в Карском море.
«Данные проводки судов подтверждают готовность ФГУП «Атомфлот» и ФГБУ «ГлавСевморпуть» к открытию круглогодичной навигации в акватории Северного морского пути», — добавляется в сообщении.
Госкорпорация «Росатом» с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях. В контур дирекции СМП Росатома входят ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГБУ «ГлавСевморпуть».
С учетом увеличения грузопотока по Севморпути Росатом наращивает группировку ледоколов. Их количество к 2030 году должна составить 17 единиц, сообщали в госкорпорации ранее. В настоящее время на Балтийском заводе по заказу ФГУП «Атомфлот» ведется строительство двух атомоходов проекта 22220. Это ледоколы «Якутия» и «Чукотка». Введены в эксплуатацию головной ледокол проекта «Арктика» и два ледокола серии — «Сибирь» и «Урал». Еще один ледокол — «Лидер» — строится на судостроительном комплексе «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей.
Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.