← Коммерческий транспорт

Передел рынка грузовых брендов: Китай заместил Европу

В марте 2023 года по сравнению с мартом 2022-го доля отечественных марок в сравнении с иномарками упала с 68,7% (за I квартал 63,3%) до 40,2%, о чем гласят данные "Автостат Инфо". Хотя, казалось бы, в условиях действия санкций и ухода с российского грузового рынка (а также из автопрома) всех брендов «Большой европейской семерки» преимущество должно было бы оказаться именно у отечественных марок, избавившихся от иностранных конкурентов.

Причин, которые привели к такой ситуации, несколько. Во-первых, это падение производства грузовиков (всех классов, начиная с LCV) в стране на 24,8% в 2022 году, практически, вызвано прекращением выпуска иномарок (–77%). Во-вторых, отечественные производители вовсю работают («КАМАЗ», например, заявил, что его конвейер работает в две смены по 12 часов) на «главный госзаказ», поэтому на гражданском рынке предложение отечественных грузовиков ограниченно.

В-третьих, некоторое снижение производства грузовиков в стране было также вызвано прекращением поставок комплектующих, из-за чего Минэкономразвития РФ разрешило выпускать машины с двигателями пониженного до уровня Евро-2 экологического класса.

Итак, доля ушедшей из России (включая остановку или закрытие и даже продажу своих производств) «Большой семерки» (DAF, IVECO, MAN, Mercedes-Benz, Renault Truck, Scania, Volvo Truck) упала в марте 2023-го к марту 2022-го ко всему рынку, когда уже началось их существенное сокращение, с 12,1% до менее чем 3%, и с 38,5% до 4,9% -- в сегменте грузовых иномарок.

А доля «китайцев» подскочила в марте 2023-го к рынку с 7,5% до 51,6%, а к сегменту иномарок – с 23,9% до 86,2%, т.е. с менее чем 1/4 до 6/7 сегмента! По I кварталу цифры также вполне сравнимы.

Можно констатировать, что дефицит, образовавшийся на гражданском рынке грузовиков (преимущественно HCV, и прежде всего, седельных тягачей и самосвалов), был закрыт именно китайскими автопроизводителями. Отечественные марки при этом свои продажи снижают, хотя  производство «КАМАЗа» выросло (в 2022-м на 101,9%), «Урала» – на 120,1%, а «ГАЗа» – снизилось на 26,1% (за счет LCV).