← Негабаритные и опасные грузы

Ледоколы открыли навигацию ямальскому СПГ по Северному морскому пути

Первый в этом году танкер с ямальским СПГ отправился по Северному морскому пути (СМП) в Азию. Его проход обеспечивают два ледокола.

По данным навигационного портала Marinetraffic, танкер «Федор Литке» покинул 5 июня порт Сабетта, где находится завод «Ямал СПГ», и взял курс на Азию по Северному морскому пути. Это будет первый рейс газовозов по СМП в этом году.

В прошлом году навигацию открыли позже — в середине июня. А самой ранней датой остается конец мая 2020 года.

Сегодня, 7 июня, «Федор Литке» продолжал пересекать Карское море в сопровождении ледокола «Арктика». Скорость судов составляла немногим больше трех узлов. На день раньше по маршруту следования до моря Лаптевых прошел ледокол «Сибирь», который проверил пролив Вилькитского.

Путь по СМП в Азию занимает три недели и вдвое короче маршрута через Европу, что позволяет экономить как время, так и затраты. В бельгийском Зебрюгге СПГ перегружают с танкеров ледового класса и доставляют в Азию уже традиционными газовозами через Суэцкий канал. Обычно навигация по Северному морскому пути начинается в июне, а заканчивается в декабре. Раньше «Новатэк» пытался экспериментировать со сроками навигации, однако в январе 2021 года танкер «Николай Евгенов» повредил одну из двигательных установок и, очевидно, компания прекратила ранние и поздние рейсы.

В середине мая глава «Росатома» Алексей Лихачев сообщил президенту России Владимиру Путину о том, что госкорпорация совместно с «Новатэком» планирует запустить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути в 2024 году.

«Совместно с „Новатэком“ мы планируем в начале следующего года запустить круглогодичную навигацию в восточной части СМП. Это действительно историческое решение, важное для развития всей Арктики и особенное значение имеющее для экономики нашей страны», — сказал Алексей Лихачев.

Наращивание поставок СПГ по СМП связано с конъюнктурой рынка, которая во время энергокризиса играла не в пользу азиатского направления. В 2022 году «Ямал СПГ» произвел 21 млн тонн сжиженного газа, из которых более 16 млн тонн, по данным Refinitiv, отправили в Европу. Очевидно, что даже китайские акционеры «Ямал СПГ» могли перепродавать топливо на рынке ЕС, где биржевые цены на газ подскакивали в августе до $ 3,5 тыс. за тысячу кубометров.

Не сильно ситуация изменилась и в этом году. Как сообщало EADaily, в мае в Испанию, Францию, Бельгию, Нидерланды и Грецию доставили 22 груза российского СПГ (до 2,2 млрд кубометров). И лишь три из них после перегрузки продолжили свой путь в Азию. Общая доля России в импорте СПГ в ЕС составила 14%. Основным поставщиком выступил проект «Ямал СПГ». И лишь один груз доставил «Газпром» — с «Портовой» в Грецию.

Сейчас направление поставок зависит от спроса на газ в Китае и стоимости топлива в Азии, которое уже превышает европейские цены. Так, поставки на июль на нидерландском хабе TTF торгуются на уровне $ 280, тогда как стоимость СПГ для Северо-Восточной Азии (JKM) составляет $ 326.

Очевидно, что ситуация с азиатскими поставками может, в любом случае, измениться со следующего года. В конце этого года «Новатэк» планирует запустить первую линию второго арктического проекта — «Арктик СПГ-2».