← Негабаритные и опасные грузы

В первом полугодии общий объем заказов на танкеры-продуктовозы превысил значения 2022 года

Рост ставок фрахта и спроса на танкеры привел к тому, что количество заказов на танкеры-продуктовозы в первой половине этого года уже превысили прошлогодние значения. К июню суммарный заказ на этот тип флота достиг 8,9 млн тонн, сообщает Splash со ссылкой агентство BIMCO (Baltic and International Maritime Council).

Активность по заключению новых договоров в начале 2023 года была низкой из-за высоких цен на строительства и длительных сроков поставки судов. За первые два месяца года были заключены договоры на строительство всего четырех танкеров. Но затем произошел всплеск контрактной активности.

Анализ BIMCO показал, что соотношение портфеля заказов на танкеры-продуктовозы к общему количеству флоту увеличилось с 5,4% в декабре прошлого года до 9,3% в июне 2023 года. Количество контрактов увеличилось на 337% в первой половине этого года.

Хотя количество контрактов на строительство танкеров MR и LR1 выросло, однако еще бОльший рост был в сегменте LR2. В этом году уже законтрактовано строительство LR2 суммарным дедвейтом 5,6 млн тонн, в результате чего портфель заказов достиг 21,6% от существующего флота танкеров LR2. Суда, которые были заказаны в этом году, будут доставлены заказчикам в 2025-2026 годах.

BIMCO отмечает, что в этом году заключались договоры на строительство десяти LR1. С 2018 года в этом сегменте не было подписано ни одного договора.

У операторов танкеров возникла дилемма - получать прибыль или принимать потолок цен на российскую нефть, которая уже выше $60 за баррель.

Флот танкеров-продуктовозов последние десять лет постепенно стареет, средний возраст судов составляет почти 13 лет. Увеличение количества контрактов поможет не только удовлетворить спрос рынка, но и помочь омолодить флот.

Увеличение спроса на танкеры-продуктовозы, во многом после введения потолка цен на российскую нефть со стороны ЕС, привело к повышению объемов грузопотоков, увеличению дальности плавания и повышению ставок фрахта.

Аналитики MSI считают, что некоторые судовладельцы могут отказаться от старого тоннажа, что может поддержать общий уровень занятости флота, сохранить ставки фрахта и доход выше средних показателей в течение 2023 и 2024 года.

В среднесрочной перспективе рост числа контрактов может замедлиться. По оценкам Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA) спрос на нефть может достичь пика в 2028 году, что ограничит дальнейший рост флота. Уже новые контракты могут быть направлены на замену стареющего флота и сокращение выбросов парниковых газов.

По данным брокерского агентства Banchero Costa, мировой флот сейчас насчитывает 3362 танкеров-продуктовозов дедвейтом от 30 тыс. до 119 тыс. тонн, из которых более 50% — это танкеры MR2. Поставки этих судов в последний раз достигали пика в 2019 году, когда верфи сдали 153 единицы общим дедвейтом почти 9,8 млн тонн. Banchero Costa прогнозирует поставку в этом году около 69 новых танкеров дедвейтом 4,69 млн тонн.