Компания «Русагротранс» за январь—июнь отправила с помощью маршрутных составов 2,8 млн тонн зерна, что на 28,5% больше, чем за весь 2022 год. Как пишет sfera.fm, маршрутизация позволяет железнодорожным операторам использовать парк с максимальной эффективностью и сокращать сроки доставки в два раза.
«В 2021 году было отправлено 206 маршрутов (учитываются груженые и порожние составы) общим объемом 500 тыс. тонн. В 2022 году число маршрутных отправок зерна выросло до 910, а вывезенный объем — до 2 млн тонн. В первом полугодии 2023 года уже отправлено 1 023 зерновых экспресса и перевезено около 2,8 млн тонн зерна», — сообщает издание.
При этом число станций отправления груженых и назначения порожних составов выросло до рекордного количества — более 170. Маршрутами охвачены регионы Юга, Центра, Поволжья, Урала и Сибири.
Актуальность нового подхода к логистике зерновых грузов вызвана ограниченными на текущий момент возможностями железнодорожной инфраструктуры. Объемы перевозок аграрных грузов в вагонах-зерновозах ежегодно увеличиваются, и в 2023 году, по оценке «Русагротранса», они могут составить 36 млн тонн против 31 млн тонн в 2022 году (с учетом импорта и транзита). При этом срок движения вагонов-хопперов, используемых для перевозки сыпучих грузов, растет. В сторону зерновых портовых терминалов Новороссийска за первое полугодие 2023 года оборот ухудшился на 43% — с 19 до 27 суток. По данным на конец июля, один вагон совершает в среднем 14 рейсов в год при расчетном плане в 20 рейсов. На ситуацию влияет и увеличение парка вагонов, которые используются недостаточно эффективно. Парк вагонов-зерновозов на сети РЖД к концу 2023 года вырастет до рекордных 62,5 тыс. вагонов (+10% к 2022 году).
«Однако в условиях ограниченной инфраструктуры, в том числе экспортной, неконтролируемый рост числа вагонов на сети провоцирует замедление темпов движения парка», — цитирует издание Алексея Барбариуша, генерального директора «Русагротранса».
По его словам, если брать парк в управлении «Русагротранса», то в первом полугодии 2022 года среднесуточное количество отставленных от движения вагонов с зерном составляло 655 единиц, а в первом полугодии 2023 года уже 1 725 — рост в 2,6 раза. Простаивающие в ожидании выгрузки вагоны создают «пробки» и еще больше снижают пропускную способность железнодорожной инфраструктуры.
При условии сохранения оборота хопперов на уровне 2020 года, только один железнодорожный оператор — «Русагротранс» — в своем парке смог бы обеспечить дополнительный объем перевозок в объеме около 7 млн тонн (25% от рынка перевозок зерна в РФ).