Астраханская область подала документы на расширение консолидированного портового комплекса, сообщил заместитель председателя правительства региона Денис Афанасьев на заседании Совета по развитию транспортного комплекса в субъектах РФ при Совете Федерации.
"На сегодняшний день у нас действует 14 грузовых терминалов. Многие из них активно развиваются, пятый грузовой терминал проводит значительную работу по обновлению своей материально-технической базы. Активно развивается и модернизирует свою инфраструктуру ПАО "Астраханский порт", терминал является примером успешного сотрудничества с иранскими партнерами, они держат контрольный пакет акций, за последние годы иранские инвесторы вложили в проект более 700 млн рублей. ... В Лиманском районе морской порт Оля ведет планомерную работу по наращиванию мощности, там открыты новые контейнерные площадки, установлены краны большей грузоподъемности. В ближайшее время планируем расширить перечень грузовых терминалов, собран необходимый пакет документов, они поданы на расширение границ порта", - сказал Афанасьев.
Он отметил, что суммарный грузооборот морских портов Астрахань и Оля за 9 месяцев текущего года вырос на 53%, достигнув 3,1 млн тонн.
По словам зампреда, дополнительной грузовой базой должен стать сформированный в регионе Каспийский кластер, объединяющий в себе промышленно-производственную и портовую особую экономические зоны. В рамках реализации первого этапа проекта ПОЭЗ ведется строительство контейнерного терминала на причале №8 и зернового и масляного терминалов на причале №9, помимо бюджетных инвестиций вложено около 1 млрд рублей внебюджетных средств, возведены склады временного хранения зерна. В дальнейшем будут размещены склады и силосы для зерна, специальный резервуар для масла, перегрузочный комплекс для перевалки контейнеров.
За счет федеральных средств осуществляется строительство инженерных сетей, дорог и других объектов инфраструктуры.
"Запуск первого этапа контейнерного терминала в 2024 году позволит увеличить перегрузочные мощности региона еще на 3,2 млн тонн", - заявил Афанасьев.
ОЭЗ промышленно-производственного типа "Лотос", образованная в Астраханской области почти 10 лет назад, расположена в Наримановском районе в 40 км от Астрахани. Ее площадь составляет 996 га. Эта площадка ориентирована на локализацию промышленных производств: судостроение, нефтегазовое и промышленное оборудование и сектор высоких технологий.
Премьер-министр Михаил Мишустин в ноябре 2020 года подписал постановление о создании портовой ОЭЗ и Каспийского кластера в Астраханской области. Действующая в регионе ОЭЗ "Лотос" была объединена в кластер с портовой ОЭЗ, созданной в Астраханской области в районе порта Оля по поручению президента РФ в рамках комплексных мероприятий по развитию МТК "Север-Юг".
Морской порт Оля расположен в 100 км южнее Астрахани в дельте реки Волга на 67-м км Волго-Каспийского морского судоходного канала. Порт является универсальным для перевалки генеральных, контейнерных и автопаромных грузов и занимает ключевое положение на пересечении перспективного транспортного потока, соединяющего Россию с Ираном, странами Ближнего Востока и Индией, и транспортного коридора, обеспечивающего выход на Казахстан, Китай, страны Средней Азии. Пропускная способность порта - 4,37 млн тонн грузов в год.
В морпорту Астрахань расположено 14 терминалов, осуществляющих перевалку грузов. Их суммарная перегрузочная мощность составляет около 12 млн тонн в год.