← Логистика, грузы

На Северо-Западе думают о строительстве порта для отправки белорусских удобрений

"Инфраструктура к порту, через который груз Республики Беларусь шел раньше, формировалась десятилетиями.

До 2021 года специфика грузооборота между Россией и Республикой Беларусь заключалась, главным образом, в транзите российского экспорта по белорусской территории. После введения санкций и запрета белорусского транзита через Клайпедский порт (Литва) – самый короткий путь для перевалки калийных удобрений, акцент сместился на организацию перевозок белорусского экспорта транзитом по территории РФ.

На сегодняшний день Республика Беларусь осуществляет экспортные поставки через 20 российских портов: за 2022 год через них перевалили порядка 6,1 млн тонн грузов, за 8 месяцев текущего года – уже более 8,5 млн тонн. Основная нагрузка приходится на порты Северо-Запада, там обрабатывают порядка 75-80% белорусских грузов. Ни железнодорожная, ни портовая инфраструктура России не была готова к таким дополнительным объемам, которые следуют по льготным для белорусских компаний тарифам и ставкам. Тем не менее, задачу эту нужно решать: замены белорусскому калию на мировых рынках нет, прямого выхода к морю у Республики Беларусь нет, Россия становится основным выгодоприобретателем от данных санкций, получив возможность реализовать серьезный транзитный потенциал (каждая пятая тонна калийных удобрений в мире – белорусская). Однако объемы транзита не должны создавать трудности российским экспортерам, которые и так за последнее время в большинстве своем полностью меняли логистические схемы.

Рассматривается строительство отдельного порта в СЗФО для экспорта белорусских удобрений, а также проект увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в сторону Санкт-Петербурга. Со стороны Республики Беларусь – усиление инфраструктуры и капитальный ремонт сооружений по направлению от ст. Жлобин до границы с Россией. Но тут следует уточнить, что инфраструктура в Литве в свое время под данные задачи создавалась десятилетиями" – Марина Овсянникова, начальник информационно-аналитического отдела транспортно-экспедиторской. компании «Модуль»